Российскому углю препятствуют на пути в Европу
В начале 2022 года российские угольные компании столкнулись с нехваткой железнодорожных мощностей на подходах к портам Северо-Запада, что грозит невыполнением контрактов европейским заказчикам. Некоторые стивидоры, работающие в балтийских портах России, сообщают, что объемы, действующие в РЖД на январь, на 30% ниже плана. Монополия предлагает и связывает их с медленной обработкой грузов в портах, в частности, из-за морозной погоды.
Российские производители угля в январе этого года столкнулись с нехваткой железнодорожных мощностей, что препятствует реализации контрактов на поставку угля в Европу через порты Северо-Западного региона России. О проблеме ИАА «ПортНьюс» рассказали некоторые крупные угольные компании, подтвердили ее и стивидоры, работающие в портах Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк и Мурманск.
Один из морских терминалов Северо-Западного региона объясняет снижение поставок угля нехваткой тяговых транспортных средств и нерегулярностью подачи вагонов на припортовые станции. Сообщается, что почти 600 груженых вагонов, следующих к терминалу, простаивают, несмотря на срыв графика. С середины декабря 2021 года среднесуточная подача вагонов на припортовую станцию составляет менее 400 единиц, что почти на 30% меньше согласованного.
«Запросы большинства клиентов были снижены на 30%. Подав дополнительные заявки на выполнение согласованных объемов, компании ждут решения», — говорит источник в одной из логистических компаний. По мнению участников рынка, проблема может сохраниться до 15 января.
Октябрьское отделение РЖД направило вопросы руководству». РЖД связывают ситуацию с ростом погрузки грузов, следующих в порты, на 3,8% в первые дни 2022 года, тогда как средняя выгрузка на морских терминалах составляет лишь 58% их пропускной способности. «Среди причин — отказы перегрузочной техники, неподготовленность к обработке замороженных грузов, перегруженность складов из-за задержки судов. Отсюда и скопление вагонов на припортовых станциях», — отметили в РЖД, добавив, что некоторые терминалы сократили объемы перевалки почти вдвое из-за частой выгрузки мерзлого угля.
В РЖД говорят, что в январе им пришлось ввести 17 ограничений на погрузку угля на определенные морские терминалы и нефтебазы. По данным РЖД, это приостанавливает погрузку экспортных грузов и затрудняет движение грузовых поездов по железным дорогам в порты.
В 2021 году погрузка грузов на сети РЖД выросла на 3,2% по сравнению с 2020 годом, до 1,28 млрд тонн.
Погрузка угля составила 371,7 млн тонн, что на 5,2% больше, чем годом ранее. По данным, погрузка угля в порты России в январе-октябре выросла на 11,7% до 153,1 млн тонн, в том числе 50,2 млн тонн угля перевалено портами Северо-Западного региона в год. При этом погрузка угля в восточные порты выросла на 2,7%.
За 2021 год через российские порты Северо-Западного региона было перевалено почти 59 млн тонн экспортного угля, причем основной объем (около 68%) приходится на порт Усть-Луга. За ним следуют порты Мурманск, Высоцк, Кандалакша, Выборг и Калининград. По состоянию на осень 2021 года крупнейшими импортерами российского угля были Нидерланды (почти четверть объемов, переваливаемых в балтийских портах России), Марокко (14%), Германия (11%), Бразилия (8%), Италия ( 7%) и Франции (4%). Российский уголь также экспортируется еще в 26 стран мира.
По мнению генерального директора аналитического агентства Infranews Алексея Безбородова, говорить об ответственности за срыв поставок всего через семь дней нового года пока рано. Он также подчеркивает, что коммерческая конфиденциальность, в силу которой ни грузоотправители, ни РЖД не раскрывают законтрактованные или фактические объемы перевозок, затрудняет адекватную оценку ситуации. Эксперт ожидает, что проблема с отгрузкой угля через порты Северо-Запада будет решена в ближайшие дни.
Однако Современное аналитическое агентство (САА) отмечает, что помимо финансовых потерь, которые несут российские поставщики угля, ситуация с доставкой угля в порты Северо-Западного региона несет в себе репутационные риски, связанные с невыполнением договорных обязательств перед европейскими потребителями.
Логистические проблемы с отгрузкой угля в порты Северо-Запада начались в четвертом квартале 2021 года, говорится в сообщении. «Мы не видим никаких предпосылок для улучшения ситуации, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», — говорится в сообщении агентства, ссылающегося на «Ростерминалуголь», крупнейший угольный терминал в Балтийском регионе России, который не выполнил план на 4 квартал 2021 года, установленный РЖД на 1,8 млн тонн. В январе-декабре 2021 года терминал принял 24,3 млн тонн угля, что на 2,2 млн тонн меньше, чем в 2020 году.
«Мы наблюдаем острый дефицит высокоэнергетического угля в регионе, где спрос не соответствует предложению. В условиях текущих системных ограничений и значительного дефицита предложения в Балтийском регионе мы не исключаем, что индекс API2 может снова превысить $200 за тонну. На сегодняшний день премия к API2 составляет $20 за тонну в регионе, и мы считаем ее существенно заниженной. Несмотря на высокий спрос, поставщики не могут поставлять больше из-за текущих проблем с логистикой», — говорят в CAA.
Кроме того, Агентство отмечает, что эскалация протестов в Казахстане, одном из крупнейших поставщиков угля в Польшу и крупным поставщиком угля в порты Балтии, также может оказать негативное влияние на экспорт угля в страны Балтийского региона.