Российскому угольку поддают жару беспорядки и авария в ЮАР

Такое впечатление складывается, что российским угольщикам в последнее время явно благоволят небеса. То КНР с Австралией устроили выяснение отношений, в результате которых австралийский уголь получил в Поднебесной «от ворот — поворот». Российский уголёк резко нарастил экспорт в Китай, вот только бы РЖД не подвела.

А теперь и на европейском направлении появилась реальная возможность «поживиться». В ЮАР 3 июля произошло крушение грузового поезда, в результате которого были заблокированы обе железнодорожные линии в порт Ричардс-Бей, являющимся крупнейшим в Африке угольным терминалом.

Российскому угольку поддают жару беспорядки и авария в ЮАРВзято из открытых источниковВзято из открытых источников

Через два дня после аварии одна из железнодорожных линий возобновила работу. Однако ограничения на вывоз угля сохраняются до сих пор. На этом фоне его стоимость растёт как в Европе, где с начала июля он подорожал на 5,2% до $127 за тонну, так и в Азии — здесь рост составил 3,4% до $142,5 за тонну.

На руку российским угольщикам играют и следующие дополнительные факторы.

Во-первых, транспортные ограничения на вывоз угля из ЮАР сохранятся большую часть этого месяца, в первую очередь, из-за плановых остановок на техобслуживание Южно-Африканской железнодорожной инфраструктуры в период с 13 по19 июля.

Во-вторых, ЮАР с 9 июля охватили массовые беспорядки, вызванные заключением под стражу бывшего президента Джейкоба Зумы после его отказа дать показания по делу о коррупции во время своего президентства с 2009 по 2018 год.

В результате волнений и массовых грабежей подрывается доверие ЮАР в лице инвесторов, нарушаются цепочки торговых поставок. Так вчера в республике разграбили и сожгли завод корпорации LG, на котором собирались компьютерные мониторы и телевизоры. Несмотря на усилия властей, серьёзных успехов в борьбе с протестующими гражданами им достичь не удалось.

В-третьих, в силу географического положения выгода для России наращивать поставки угля, по сравнению с конкурентами из США, Австралии, Индонезии, может оказаться самой очевидной. В прошедшем 2020 году поставки российского угля в страны Атлантического бассейна выросли сильнее, чем на азиатские рынки.

Такому благоприятному стечению обстоятельств также способствуют перебои в добыче угля в Индонезии, связанные с сильными и непрекращающимися дождями.

В данный момент угольная сфера во всем мире сталкивается с нехваткой инвестиций, с одной стороны вызванной неопределённостью с восстановлением мировой экономики после пандемии.

С другой стороны, в ЕС и США чрезвычайно популярен «зелёный» тренд. Поэтому банки и прочие финансовые учреждения отказываются финансировать проекты, связанные с угольной отраслью.

Так, например, в Индии в 2021 году не смогли найти покупателей на 48 из 67 рудников с углём, большей частью энергетическим. По мнению экспертов в среднесрочной и долгосрочной перспективе такая ситуация может привести к затяжному дефициту угля, а следовательно, к продолжению роста его цены.

Россия идёт своим путём в развитии угольной отрасли. «Климатической болезнью» Греты Тунберг ни отечественные бизнесмены, ни руководители отрасли не страдают. Поэтому в развитие и модернизацию БАМа и Транссиба вкладываются огромные средства, что позволит нарастить экспорт угля на азиатские рынки.

Мало того, прорабатывается вопрос строительства третьей магистрали, параллельной БАМу и Транссибу, чтобы вывозить из Якутии до Охотского моря уголь с Эльгинского месторождения. Так что для российского уголька в 2021 году всё складывается более чем удачно.