Росстат спасает Россию от бедности: как власти научились «рисовать» инфляцию

Росстат спасает Россию от бедности: как власти научились «рисовать» инфляцию

Почему у бедных инфляция 40%, а по телевизору — всего 9,5%? Потому что считается она не по продуктовой корзине из ближайшего «Пятёрочки», а по корзине Шрёдингера — в ней одновременно ужинают в ресторане и мажут хлеб горчицей вместо масла.

Инфляцию считают не «на глазок», а строго по структуре потребления. Чем больше вы тратите на конкретный товар, тем сильнее он влияет на расчёт. Вот только сама структура — это не список из «гречки, масла и квартплаты». Для манипуляций статисты включают еще много чего. Это ещё и декоративные ткани, ковры, меховые пальто, страховки, санатории и поездки за границу, в которые 69% россиян не ездили ни разу в жизни. То есть если вы не покупаете дублёнки, не страхуете здоровье, не отдыхаете в санаториях и не обновляете мебель раз в год — поздравляем, ваша инфляция вообще не про вас, для вас она гораздо больше.

Если бедный человек вкладывается в картошку, молоко и ЖКХ, расчёты учитывают ещё и фотокамеры, кожаные сумки, экзотические туры и дорогой сыр, которые, как ни странно, тоже «влияют на инфляцию». Причём если сыр за год не подорожал, а картошка выросла в цене в два раза — средняя температура по больнице будет вполне сносной.

Хитрость №1 — весовая категория

Каждый товар в статистике имеет свой «вес» — его долю в потреблении. Весами жонглируют на основе опросов, кто и сколько тратит. Например, вес стационарных телефонов сейчас в 116 раз меньше, чем у смартфонов. А вот поездка в Китай — столь же значима, как линолеум, химчистка и билет в плацкарт. Абсурд? Вполне. Но математически — честно.

Хитрость №2 — дезинфляционные товары

Всегда найдётся что-то, что подешевело или хотя бы не подорожало. Шампуни, мыло, хозяйственные сумки — берём не самые популярные бренды, а те, что дешевле. В корзине — 700 товаров, из которых сотня-другая может вполне подыграть расчётам. Так и выходит, что средняя инфляция — 9,5%. В два раза ниже той, которую реально ощущает большинство, особенно те, кто покупает еду, а не страховки и не ездит в Альпы.

Важно: статистика ничего не скрывает, она просто считает среднее. Цены на товары берутся «как есть» — просто кто-то покупает зубную пасту за 500 рублей, а кто-то за 80. Статистик берёт ту, что попадётся на полке, чаще из нижнего ценового сегмента. И выходит, что всё под контролем, а инфляция вполне приличная. Только вот колбаса по 300 рублей — давно уже не колбаса, а её тень. А также статисты включают кучу всего, что дорожало не так сильно, потому что и так уже дорогое (типа фотоаппарат).

Но вот с капустой такие фокусы не пройдут. Капуста — это капуста. У неё нет «люксового» и «бюджетного» варианта и она всем нужна. Как и у морковки, гречки, молока. Разброс цен — максимум в 2–3 раза, в отличие от туров в Европу, где одна и та же страна может стоить как велосипед, а может — как квартира.

Так что по товарам первой необходимости инфляция всегда выше средней. Например, по итогам прошлого года:

— Картофель: +103% (в 2 раза)

— Лук репчатый: +50%

— Капуста белокочанная: +45%

— Сливочное масло: +39%

— Огурцы: +30%

Это декабрь к декабрю, а в январе цены поползли дальше. И ещё — всё сильно зависит от региона. В одном городе картошка дорожает вдвое, а в другом — в 2,8 раза. А хлебная инфляция — вообще 20%.

Таким образом бедные страдают больше, потому что в их структуре потребления — в основном еда и базовые нужды, без альтернатив и без выбора, и не усредняется фотоаппаратами. Там, где обеспеченные семьи могут варьировать свои расходы, бедные привязаны к капусте, хлебу и картошке. Базовые продукты не заменить на дешёвые заменители, соответственно их инфляция взлетает до 40%, а иногда и до 60%, особенно если за пределами макарон и булки — бюджет пуст.

Так что да, инфляция — как швейцарские часы: точная, красивая и совершенно не про вас, если у вас денег только на базовые нужды.

Источник