Ровно 35 лет назад был принят на вооружение экраноплан Лунь. Его признали тупиком. Теперь экранопланы вводят КНР и США. Они тоже ошибаются?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Ровно 35 лет назад был принят на вооружение экраноплан Лунь. Его признали тупиком. Теперь экранопланы вводят КНР и США. Они тоже ошибаются?СегодняСегодня3934 минПервый и пока единственный в истории боевой ударный экраноплан сейчас реставрируют для вечной стоянки в музее каспийского Дербента. Но сейчас к серийному производству готовятся два вида экраноплпланов. Правда, не у нас, а в Китае и США. Картинка Артстейшн.Первый и пока единственный в истории боевой ударный экраноплан сейчас реставрируют для вечной стоянки в музее каспийского Дербента. Но сейчас к серийному производству готовятся два вида экраноплпланов. Правда, не у нас, а в Китае и США. Картинка Артстейшн.
В начале июля 1990 года в экспериментальную эксплуатацию советского ВМФ был принят во всех отношениях диковинный аппарат. Не самолёт и не корабль, он совмещал в себе оба этих направления технической мысли. Экраноплан относился к классу кораблей, но при этом мог парить над водой со скоростью транспортного самолёта, используя так называемый экранный эффект. Это был не первый подобный аппарат, принятый в серию. Но в отличие от десантно-транспортного "Орлёнка", "Лунь", строившийся долгих восемь лет, был по-настоящему опасной боевой единицей. Он нёс шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет "Москит", способных отправить на дно корабль, размером с крейсер. В редких газетных статьях "Луня" называли "грозой американских авианосцев", и в Соединенных Штатах, между прочим, первый в истории человечества ударный экраноплан тоже считали крайне серьезной угрозой. Недаром один из влиятельнейших политиков США на стыке веков, всесильный Дик Чейни, в ранге министра обороны правительства Буша-старшего нанёс визит в ЦКБ Ростислава Алексеева, и был, как говорят, весьма впечатлён увиденным.
Впрочем, ещё до его посещения, "Лунь" уже встал фактически на вечную стоянку. У проекта и во времена СССР было немало критиков, а в нищей постсоветской России его закрыли почти сразу после развала Союза. Не буду перечислять все плюсы и минусы программы экранопланов. Они хорошо известны и нуждаются в серьезной проверке. Просто обращу внимание на некоторые исторические обстоятельства. В 1992 году ведущий американский специалист по экранопланам, главный конструктор фирмы "Аэрокон", а по совместительству штатный агент ЦРУ Стивен Хукер заявил в интервью журналу Air & Space Forces Magazine, после посещения Каспийска, что в деле развития боевых экранопланов Советы обогнали весь остальной мир лет на тридцать. И что мы видим теперь?
Рендер десантно-транспортной версии экранолёта с 8 турбовинтовыми двигателями Liberty Lifter. Планируется к запуску в серию в 2027 году. Картинка Aurora Flight Sciences.Рендер десантно-транспортной версии экранолёта с 8 турбовинтовыми двигателями Liberty Lifter. Планируется к запуску в серию в 2027 году. Картинка Aurora Flight Sciences.
А теперь не только США, но и Китай, представители которого провели немало времени, изучая наследие Алексеева и его конструкторской группы, в 2026-2027 году готовятся произвести свои первые серийные экранопланы. В США это средний экраноплан Liberty Lifter концерна Боинг и его дочерней фирмы Aurora Flight Sciences. Это аппарат, являющийся, как и советский "Орлёнок" экранолётом, способен менять свое назначение за счёт модульной конструкции. Имеется ударная версия Liberty Lifter с ракетами NSM (Naval Strike Missile). Американцы при этом уверены, что это вполне годная альтернатива транспортной авиации, или сторожевым кораблям, особенно в водных районах, где тяжело построить подходящую инфраструктуру. Например, в Арктике.
Самое примитивное схематическое изображение китайского экраноплана "Бохайский монстр". Уже построен действующий прототип, но его держат в большом секрете, публикуя изображения лишь фрагментарно. Картинка CAICСамое примитивное схематическое изображение китайского экраноплана "Бохайский монстр". Уже построен действующий прототип, но его держат в большом секрете, публикуя изображения лишь фрагментарно. Картинка CAIC
В Китае совсем недавно был построен первый прототип большого экраноплана, имеющего рабочее название "Бохайский монстр". Этот огромный аппарат Т-образной конфигурации в ВМС НОАК планируют использовать в потенциальных десантных операциях, направленных, понятное дело, против Тайваня. Разработчики "монстра" утверждают, что их аппарат будет создан как в пилотном, так и в беспилотной варианте и сможет перевозить значительные подразделения морской пехоты и их технику, а также заниматься снабжением дальних гарнизонов.
Как видим, Хукер почти не ошибся в прогнозах и тема начала активно развиваться в США и Китае только через тридцать с небольшим лет после того, как от неё отказались в России. Это не попытка вновь открыть дискуссию о вреде и пользе экранопланов, а просто констатация факта. Бюро Алексеева продолжает работу над этой тематикой, но о попытках производить боевые экранопланы у нас пока ничего не слышно.
Уважаемые читатели и друзья. Зеленый край остро нуждается в вашей
поддержке, канал на грани выживания. Дзен сократил нам показы в 13 (!)
раз и отписывает от канала наших подписчиков и постоянных пользователей.
Просим вас заходить почаще и поддерживать нас хотя бы этим. Всем, кто
захочет помочь финансово: это можно сделать по данной ссылке, или номеру карты в прикрепленном комментарии (что даже лучше). Будем премного благодарны!
Приглашаем на наш ТГ-канал, где в отличие от этой платформы ограничений в темах нет. Спасибо!