Ровно 35 лет назад принят на вооружение один из самых изящных самолётов в истории авиации. Каким был первый бой и зачем Су-27 сбил МиГ-29?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Ровно 35 лет назад принят на вооружение один из самых изящных самолётов в истории авиации. Каким был первый бой и зачем Су-27 сбил МиГ-29?СегодняСегодня333 минСу-27 не только стал одним из наиболее передовых самолетов своего времени, но и родоначальником целой линейки машин, по праву претендующих на звание одних из наиболее боевитых. Фото МО РФСу-27 не только стал одним из наиболее передовых самолетов своего времени, но и родоначальником целой линейки машин, по праву претендующих на звание одних из наиболее боевитых. Фото МО РФ
Это, конечно, дело вкуса, но мало кого оставят равнодушными формы замечательного советского и российского истребителя Су-27. Если бы среди самолётов проводился конкурс красоты, не сомневаюсь, что он, как минимум, входил бы в тройку самых красивых созданий рук человеческих. Как и завещано было великим Туполевым, красивый самолёт летал, соответствуя своей внешности. Даже ещё без управляемого вектора тяги он умел выписывать такие кульбиты, что именно на нём лётчики впервые применили целый ряд головокружительных фигур высшего пилотажа. И в целом, базовая платформа Т-10 дала миру линейку пожалуй наиболее маневренных самолётов, включая фронтовой бомбардировщик Су-34 и китайский нелицензионный клон J-16. И это при том, что все они, по моде конца семидесятых годов, относились к разряду тяжелых истребителей.
Прототип мощной "сушки" был далеко не так красив внешне, но его ТТХ тоже впечатляли. Скорость до 2,3 Мах, дальность 3530 км, максимальная полезная нагрузка 7000 кг, десять внешних пилонов для оружия. Фото ОКБ "Сухой".Прототип мощной "сушки" был далеко не так красив внешне, но его ТТХ тоже впечатляли. Скорость до 2,3 Мах, дальность 3530 км, максимальная полезная нагрузка 7000 кг, десять внешних пилонов для оружия. Фото ОКБ "Сухой".
Такое сочетание мощи, взлетного веса и необычайной подвижности потребовали от советских конструкторов, можно сказать, прыгнуть выше головы. Первые поколения реактивных истребителей, как правило, вводились в строй за считанные годы. А вот начиная с четвертого, на это стали уходить десятилетия. Не избежал подобной участи и Су-27. Его начали проектировать, когда советская разведка в 1969 году узнала о старте реализации в ВВС США программы "F-X", выросшей в легендарного "Орла" F-15, который взлетел на пять лет раньше "сушки". А у Су-27 нынешним летом двойной юбилей. В конце июля 1985 года, ровно 40 лет назад, первые машины поступили в войска, а ровно 35 лет назад он окончательно был принят на вооружение, после многочисленных доработок. Так что, с момента начала программы, до принятия на вооружение прошел 21 год, хотя массово летали предсерийные Су-27 начиная с 1982 года. Но, как говорится, игра стоила свеч. Су-27 и его потомки завоевали не только сердца любителей красивых самолётов, но и самых въедливых покупателей, став наиболее продаваемым истребителем тяжелого класса 21 века. Любопытно, что почти одновременно развивавшийся с ним МиГ-29 этот цикл прошел намного быстрее, но в итоге, устарел заметно раньше и не добился такой популярности, хотя и имел неплохие продажи. А ещё забавнее что именно ему и было суждено стать первым боевым трофеем "двадцать седьмого".
Официально летчиками Су-27 числились эфиопы, но после первой же аврарии в ходе которой разбился новый самолет, сушки в Эфиопо-эритрейской войне ходили в бой только под руководством наших летчиков. Фото ЭфиоппрессОфициально летчиками Су-27 числились эфиопы, но после первой же аврарии в ходе которой разбился новый самолет, сушки в Эфиопо-эритрейской войне ходили в бой только под руководством наших летчиков. Фото Эфиоппресс
Это произошло в ходе войны между Эфиопией и Эритреей, в конце девяностых годов, когда в Северную Африку отправилась группа российских специалистов, сопровождавших самолеты Су-27 в дружественную Эфиопиопскую Демократическую Республику. В мае эфиопы напали на соседнюю Эритрею, не дававшую им выход к морю. Россияне приехали чинить и восстанавливать "двадцать первые" и "двадцать третьи" МиГи и учить эфиопов летать на новейших на тот момент Су-27, приобретенных Аддис-Абебой в количестве 8 единиц. Любопытно, что, у их врагов-эритрейцев имелось на вооружении 6 МиГ-29, а их обслуживанием занимались представители другой постсоветской республики.
Первый полноценный бой между Су-29 и МиГ-29 состоялся 21 февраля 1999 года и неожиданно едва не закончился поражением "сушки" на которую двадцать девятые устроили засаду неподалёку от базового аэродрома. "Сухому" тогда чудом удалось уйти от сдвоенного залпа ракет Р-27. А 25 февраля случился реванш. Пара Су-27 вылетела на перехват МиГ-29, работавших по сухопутным частям, и сбила один и серьезно повредили другой "Мигарь". Потом "сушки" сбили ещё три МиГа и полностью захватили господство в небе, а заодно обозначили окончательную победу "Сухих" и платформы Т-10 в качестве основы российской истребительной авиации.
Последний представитель плаформы Т-10 — Су-35, самый результитивный истребитель двух последних десятилетий. Фото МО РФПоследний представитель плаформы Т-10 — Су-35, самый результитивный истребитель двух последних десятилетий. Фото МО РФ
Дорогие наши читатели. Канал ныне попал в "черные списки" Дзена и выживает исключительно благодаря вашим пожертвованиям. Если у вас есть такая возможность, помогите нам вот по этой ссылке, либо по номеру карты в первом комментарии (что даже лучше). Мы не используем для написания материалов нейросетей, и стараемся делать их подачу максимально интересной для вас. И очень просим у вас посильной помощи. Спасибо, что вы с нами. Приглашаем на наш ТГ-канал, где в отличие от этой платформы ограничений в темах нет. Спасибо!