«Русские охотятся за упавшим Ф-35 не жалея средств». «Неуловимый Джо», или как превратить очевидный провал в рекламную кампанию
Как сообщили сразу несколько западных изданий, включая «пророссийский» The National Interest, Россия якобы начала «агрессивную секретную операцию» по подъему и захвату обломков истребителя Ф-35, который 17 ноября 2021 года рухнул в Средиземное море, вскоре после взлёта с палубы новейшего британского авианосца HMS Queen Elizabeth . История вызвала большие бурления британского общественного мнения и вал публикаций о бесполезности и неоправданно высокой цене «Молний-2», способных сожрать весь флотский бюджет, даже ни разу не вступив в бой. Официальной причиной падения стали заглушки двигателя, которые не успели снять перед вылетом. Из-за них самолёт не смог набрать нужной скорости для взлёта. Конспирологи утверждают, что «британец» слишком спешно поднялся на перехват российских самолётов и стал жертвой собственной торопливости.
Впрочем, пусть причинами падения занимается их Адмиралтейство. Гораздо интереснее то, как британские власти технично решили успокоить общественность, переключив её внимание… На кого бы вы думали? Ха, конечно же на россиян. Нет, Петров с Бошировым на этот раз не отвинтили волшебную контргайку, благодаря которой неуклюжий «стелс», стоимостью в сто миллионов фунтов, отправился удивлять своей высокой технологичностью средиземноморских рыб и креветок. Но без наших здесь не обошлось.
Британские газеты, без тени иронии, сообщают, что вокруг места аварии уже толпами вьются русские субмарины, а специалисты российских КБ радостно потирают руки, предвкушая возможность быстренько своровать все необыкновенные секреты Lockheed Martin F-35 Lightning II. Началось всё с полушуточной публикации в «жёлтом» Daily Mail, но вскоре, как это часто бывает, приобрело характер параноидальной кампании, в стиле «Гаванского синдрома», или истории о том, что ГРУ якобы охотилось «за головами» американских солдат в Афганистане. На защиту упавшей «Молнии» от русских расхитителей была отправлена целая небольшая эскадра, а подъем «стелса» объявлен «делом чести» для Royal Navy. Согласно последним непроверенным сообщениям, у британцев уже возникли проблемы, и большинство деталей затонувшего самолёта испарились, словно их и не было. Не удалось найти также системы бортовой электроники и самописцы.
Эта история грешит множеством откровенных нестыковок и натяжек, которые могли прийти в голову только «желтушным» репортёрам, но самое смешное, что она абсолютно не нова. Точно такая же истерика, с невероятной газетной шумихой и героическими очерками о борьбе с вездесущим советским шпионажем, произошла 45 лет назад, осенью 1976 года.
В центре «шпионского скандала» тогда оказался американский самолёт Grumman F-14 Tomcat. Этот палубный многоцелевой истребитель создавался специально для борьбы с советскими перехватчиками МиГ-25, а затем и с ракетоносцами-бомбардировщиками Ту-22М, которые серьезно угрожали морской гегемонии американских авианосных группировок. Самолёт вышел ломким, отличался высокой аварийностью (166 из 712 машин были потеряны в небоевых инцидентах), заоблачной ценой и в целом, разочаровал командование US NAVY. «Томкэт» стал первым самолётом «четвёртого поколения», который был полностью списан (в 2006 году), оставшись на вооружении только у Ирана, и то, в силу непреодолимых обстоятельств. Чтобы поддержать реноме не оправдавшей надежд машины, американские военные организовали целую кампанию, вершиной которой стал голливудский блокбастер «Топ Ган», с нестареющим Томом Крузом в главной роли. А старт ей был дан ещё в конце сентября 1976 года, когда все американские газеты принялись наперебой рассказывать душещипательные истории про «Охоту Советов за «Котом Тома».
Истребитель из авиакрыла авианосца «Джон Кеннеди» тогда в очередной раз упал (а падали они чуть ли не каждую неделю) на мелководье у Оркнейских островов в Северной Атлантике, прямо на виду советской эскадры. Американцы развили невероятную деятельность, чтобы «сверхсекретная разработка» не попала в руки страшных русских моряков. Если верить западным газетам того времени, детали и вооружение «Томкэта» удалось увести прямо из-под носа советских водолазов, с помощью секретной атомной субмарины NR-1.
В отечественных документах и воспоминаниях очевидцев, следов подобной секретной операции не отмечено. Известный авиаэксперт Дарио Леоне вообще считает, что вся эта шумиха была инсценировкой, чтобы подтолкнуть к приобретению дополнительной партии дорогого и ломкого самолёта (F-14A-GR) шахский Иран, начавший сомневаться в целесообразности подобной покупки. Логика была проста, если Советам так интересен самолёт, значит он действительно чего-то стоит.
В итоге «Томкэт» оказался тем самым фольклорным «Неуловимым Джо», которого никто не может поймать, потому что он даром никому не нужен. Теперь на эту скользкую стезю ступили британцы, и думается, что уже самое ближайшее покажет, станет ли «Молния-2» таким же «неуловимым Джо», как быстро списанный со счетов Grumman F-14 Tomcat.