Русский «Люцифер»
Наше сознание, а значит, и наше воображение обязательно должны быть основаны на опыте. По-другому просто не бывает. Вся наша высшая психическая деятельность связана с нашим непосредственным взаимодействием с внешним миром. Об этом писал Павлов, об этом писал Рубинштейн. Именно поэтому все воображаемые киновселенные — это просто переработанная художником-кинематографистом действительность. Качество и глубина этой переработки очень сильно зависят от интеллектуальных и творческих способностей автора, но от прямой связи с действительностью их творениям деваться просто некуда. Там сливается всё: и современные тренды, и сиюминутные предпочтения, и образ жизни автора, и характер его матери, и наследственность автора, и сволочной конкурент-сутяга, и плохое пищеварение, и, конечно же, текущая политическая обстановка.
Помните, как мы говорили об этом, когда обсуждали фильм «Координаты: Скайфолл»? И конечно же, то же самое мы можем сказать о последнем фильме бондианы «Не время умирать». Вообще, бондиана — это протяжённый во времени (шестьдесят лет не шутка!) маркер динамики изменения отношения западного мужчины к самому себе. Что-то вроде искривлённой линии графика или древесных колец.
Давайте вместе взглянем на последний срез и постараемся его оценить. Итак, начнём с козырей: Джеймс Бонд больше не является агентом 007. У Бонда забрали его цифры и передали их крепко сбитой приятной женщине-негритянке. Ближе к концу фильма чернокожую 007 обозначат на интерактивной карте греческой буквой «φ», которая, если верить интернету, имеет, помимо прочего, ещё и значение «фаллос». Если это верно, то у Бонда забрали «не только лишь» один из его основных атрибутов, а целых два, теперь эти его атрибуты, оба, принадлежат чёрной сильной женщине.
Вообще, тот, кто был изображён в этом кинофильме, конечно же, носил имя Джеймса Бонда, но на самом деле-то это был, так сказать, эрзац-Бонд, суррогат Бонда. Симулякр.
Начнём с того, что в самом первом фильме, в самой первой драке Джеймс Бонд расправился с противником, не снимая шляпы и не расстёгивая пиджак. В фильме же 2021 года после первого боя на Бонде не осталось ни одного живого или чистого места. Его избили, извазюкали и оглушили.
В этом фильме Бонд почти не носит костюм, что говорит о деградации внутренней культуры этого персонажа. Бонд очень мало пьёт алкоголя, это также за гранью понимания. Джеймс Бонд в начале фильма просит у погибшей девушки прощения, и это очень странно, ибо мы помним, насколько психопатически беспощаден был старый Бонд к женщинам. Кстати, единственная женщина, с которой этот фальшивый Бонд возлёг, была его жена, что говорит об утрате его дикого мужского начала. Бонд постарел, что тоже очень странно. И ещё, и это страннее всего, Бонда убили. По-настоящему. Окончательно.
Всё это, конечно же, очень интересно. Но, как вы, наверное, уже поняли, совершенно не главное.
Теперь пару слов скажем о враге Бонда. Это русский человек с фамилией Софин и с очень распространённым русским именем Люцифер. Этот враг настолько могуществен, что он одним махом уничтожает «Спектр». Ту самую организацию, с которой Бонд бился шестьдесят лет. Русский Люцифер, каково, а? Это вам не пустяки!
А теперь о главном…
Прежде чем приступить к обсуждению самого главного месседжа этого фильма, давайте уделим несколько минут воспоминаниям. Эти воспоминания тесно связаны с самым главным смыслом фильма «Не время умирать».
Вы помните, а может быть, и не помните, но знаете, насколько мы, дети перестройки, сильно преклонялись перед всем американским. Это даже описать сложно насколько. При всём при том, что настоящей достоверной информации в эпоху видеосалонов и аудиокассет было очень и очень мало. Прямо совсем мало. И эту небольшую по объёму и куцую по содержанию информацию о такой далёкой и загадочной заокеанской стране мы собирали буквально по крупицам. И из-за малочисленности и малодоступности этой информации многое приходилось домысливать и додумывать. Что-то приходилось воспринимать лишь на уровне ощущений и догадок. Что-то воспринималось лишь на уровне бессмысленных эмоциональных переживаний.
Например, мы с восторгом смотрели на чёрно-белые фотографические карточки американских культуристов. Они нам нравились невероятно. И мы были свято уверены, что нет и не может быть людей сильнее, чем эти неестественно мускулистые мужики. Это потом выяснилось, что нормальный, хорошо подготовленный гиревик даже не очень высокого уровня может быть намного выносливее этих загорелых гигантов. Это мы сейчас знаем, что практически любой мало-мальски сведущий в своём деле тяжелоатлет может быть гораздо сильнее этих раскормленных парней в маленьких плавках. Это нам сейчас известно, что практически любой крепкий боксёр-середнячок, старательно готовящийся к соревнованиям областного или краевого масштаба, может расколотить практически любому культуристу моську на раз-два, даже не получив ни одного ответного удара.
Это всё сейчас.
А тогда обманчивость этих фотографий, хорошо развитое воображение и недостаток фактических знаний дарили нам чёткое осознание того (как и нерушимую веру), что самые сильные в мире мужчины живут за пределами нашей Родины. А это была неправда. Это была мистификация. Это была привнесённая в наши чистые головы извне идея. Это было наглое и беспардонное зашагивание виртуального западного мира в нашу позднесоветскую реальность.
Или вот ещё…
Помните, как мы, первоклассники и второклассники, похищали для просмотра у старших братьев и сестёр фотографии полуодетых или совсем не одетых американских манекенщиц и думали, что нет и быть не может никого красивее, чем эти улыбчивые заграничные тёти. И только потом выяснялось, что количество наложенного на этих женщин грима исчислялось сотнями граммов и что эти фотографии были засняты профессиональными фотографами, хорошо знакомыми с правилами игры в свет и тень, а также с искусством ретуши. Не знали мы тогда, что подобные тёти легко и непринуждённо получатся и из наших девчонок, если над ними потрудятся косметологи, парикмахеры, индивидуальные тренеры и пластические хирурги.
Вновь мистификация, вновь обман. Вновь беспардонный толчок виртуального плеча в простую дверь обыденной наличествующей действительности.
Примеров можно приводить много, но давайте ограничимся только ещё одним…
Помните, как мы, неизбалованные и чистые сердцем, слушали иностранных музыкальных исполнителей? Мы же тогда считали, что это настолько же великолепно по смыслу, насколько это прекрасно звучит. В наши дни многие из нас, у кого до этого дошли руки, знакомясь со смыслом текстов тех шлягеров, которые мы слушали на кассетах, ловят себя на мысли, что, наверное, у «Ночных снайперов» или у Земфиры в их наркоманских и бредовых стишках смысла-то всё же немного побольше будет.
Да что там говорить, некоторые из нас воспринимали фильм «Рэмбо 3» как нечто серьёзное и весьма правдивое! А ведь сейчас этот фильм воспринимается нами как невероятно дебильное кино, снятое для дебилов дебилами же.
Вновь мистификация. Вновь неправда, то есть — ложь.
Знаете, что это было? Это было внедрение целой армии информационных вирусов в наши лишённые иммунитета головы. Полки мифических образов, от Фредди Крюгера до Индианы Джонса, занимали новые и новые позиции в наших сознаниях. Конные дивизии символов и верхом на искажённых смыслах громили в лихой кавалерийской атаке наше восприятие реальности. И вот, к примеру, слово «неудачник» утрачивает свой первоначальный смысл и больше не вызывает у нас никакого сочувствия, а совсем наоборот — злобную усмешку. Батальоны свежих культурных архетипов сносили старые, изменяя наш образ мысли. И вот герой-разведчик больше не должен быть образцом холодной головы, возвышенного патриотизма и нравственной чистоты, как Исаев, а напротив, он может быть грязным маньяком, распущенным алкоголиком и похотливым животным, как Бонд.
Бонд…
Вернёмся же к последнему фильму о Джеймсе Бонде. Вернее, подойдём к его главной смысловой сердцевине. Знаете, что это такое? Это не Бонд вовсе, и не злодей, и не символическая смерть западного мужчины. Смысл сокрыт в том самом оружии, которое главный злодей намеревался применить. Это некая субстанция серого цвета под названием «Геракл».
А что такое этот самый пресловутый «Геракл» на самом-то деле? Какую такую кару собирается обрушить главный злодей на бедные беззащитные головы ни в чём не повинных несчастных европейцев и американцев? Что являет собой эта серая загадочная субстанция, разработанная в секретных лабораториях Великобритании под руководством М? Что начал производить в промышленных масштабах русский Люцифер?
Вы и так знаете, что это такое. Это искусственный механизированный вирус. Вирус, уничтожающий людей с определённой ДНК. Вирус, понимаете?
В современной культуре очень часто (даже, может быть, слишком часто) вирус равен идее. Помните такие названия, как «Вирусы разума» Докинза, или «Вирусный маркетинг» Рейпорта, или книгу с названием «Заразный» («Заразительный») Бергера? Да мало ли таких названий? Мало ли таких концепций? Конечно же, вы слышали такие слова и словосочетания, как: вирусная реклама, ролик завирусился, вирусное видео, вирусное продвижение, вирусное сообщение и так далее. Восприятие идеи как вируса, а распространение идей как заражение — это очень стильно, модно, молодёжно. И для выражения идеи распространения смыслов лучшего образа, чем вирус, днём с огнём не сыскать.
Понимаете?
Русский дьявол собирается распространить какую-то идею, которая заразит всех европейцев и американцев и уничтожит их.
Невольно деятели западной культуры проговариваются, что они страшно боятся идей, распространяемых из России. Ведь это именно из России громче и громче раздаются призывы к спасению и укреплению христианства и борьбы с сатанизмом. Ведь это именно из России всё более настойчиво звучат слова «мама», «папа» и «семья». Ведь это именно в России глава парламента называет сексуальные девиации тьмой и грехом. Ведь именно из России звучат слова презрения к «испуганным патриотам» и возрождается вера в то, что мужчина должен быть мужчиной. Именно в России человек из касты воинов сумел потеснить присосавшуюся к власти группу торгашей и финансистов. Именно в нашей стране математика остаётся математикой, а биология — биологией. Именно мы ни за что на свете не будем извлекать слова «хохол» и «жид» из творчества Чехова во имя политкорректности.
А ведь это очень и очень опасные идеи. Это идеи, противоречащие четвёртой технической революции. Это идеи, могущие произвести переворот в сознании человека. Это идеи, могущие возродить в нём моральные и нравственные ценности. Это идеи, которые могут трансформировать ценности человека и отодвинуть в его сознании материальное благополучие на второй план.
Это идеи, могущие разрушить общество потребления.
И это вам не шутки…
Алексей Арсентьев