Русский вызов по беспилотникам: долго запрягаем — быстро едем

Русский вызов по беспилотникам: долго запрягаем — быстро едем
Словно дрессированная птица, вынырнув откуда-то из воздушного пространства, маленький жужжащий дрон приземлился у ног женщины—покупательницы. Та, нагнувшись, отвязала посылку. Такую картинку из недалекого будущего по доставке хлебобулочной продукции продемонстрировал в минувшем октябре телеканал «Россия-1». Картинка являла собой не более чем эксперимент.

Как связаны между собой доставка хлеба на квадрокоптере и государственный информационный ресурс № 1? Все по порядку.

Съемочная группа телеканала побывала на Тамбовском хлебокомбинате вовсе не для рекламы профильной продукции предприятия и нестандартного способа ее отправки покупателям. Тамбовские хлебопеки, помимо основной производственной функции, собирают боевые дроны и отправляют их военнослужащим, участвующим в Специальной военной операции на Украине. Работают по принципу: кому дроны, кому батоны!

Инициатором проекта «Бекас» — так называются тамбовские квадрокоптеры — выступил Алексей Кондратьев. В недалеком прошлом он российский сенатор, мэр Тамбова, а сейчас командует добровольческим подразделением, участвующим в СВО.

Дроны собирают слесари контрольно-измерительных приборов и автоматики. Большую часть комплектующих предприятие закупает на рынках стран Юго-Восточной Азии. Какие-то детали изготавливают непосредственно на хлебокомбинате, печатая их на 3D-принтере. Рамы и корпуса делают из текстолита, который производит один из тамбовских заводов.

Квадрокоптеры «Бекас» обладают скоростью 140 километров в час и из-за простоты конструкции малоуязвимы для различных антидроновых устройств, напичканных электроникой. FPV-дроны очень востребованы в зоне СВО. Жалят противника, как разъяренные пчелы. Легкую бронетехнику и автомобили уничтожают весьма эффективно. Документальных свидетельств тому масса!

Тамбовчане собирают до 250 квадрокоптеров в месяц, тратя на их изготовление примерно 10 миллионов рублей. Один комплект «Бекаса» стоит 50 тысяч.

«Российским предпринимателям по силам выпускать для фронта более миллиона дронов в год, но нужна государственная поддержка», — заявил в телеэфире Павел Плотников, депутат Тамбовской областной Думы и координатор проекта «Бекас».
Вывод из сюжета однозначен: отечественный бизнес в состоянии буквально завалить армию легкими ударными и разведывательными квадрокоптерами, но все упирается в организационные способности власти. В ее расторопность и инициативность. Речь не только о федеральной власти, но и о местной. Тамбовский пример убедительно показывает, как могут работать региональные руководители. С душой, огоньком, проявляя в конкретном, общественно значимом деле, настоящий, а не показушный патриотизм!

От федеральной власти требуется государственная программа «О развитии беспилотных летательных аппаратов». В программе должны быть предусмотрены льготы для разработчиков и производителей БПЛА. Например, тамбовчане платят налог на выпускаемые ими дроны. Энтузиазм, патриотическую инициативу приходится дополнительно оплачивать. Ситуация не вполне нормальная!

Английские термины

Уточню сами понятия квадрокоптер и FPV-дрон, поскольку далеко не все граждане разбираются в данных определениях. Квадрокоптерами называют небольшие беспилотники вертолетного типа. Английское слово Copter — сокращенный вариант от Helicopter, то есть вертолет. Kvadro означает квадрат. У квадрокоптеров четыре микродвигателя и квадратная конфигурация.

Аббревиатура FPV расшифровывается как First Person View. В переводе с английского буквально «вид от первого лица». Расчет FPV-дрона обычно состоит из двух человек: оператора-пилота и корректировщика. Оператор пользуется специальными линзами (так называемыми VR-очками) и электронным устройством, на мониторе которого отображается полет дрона. На линии боевого соприкосновения находится корректировщик, отслеживающий маршрут беспилотника в его реальном движении. По рации, связавшись с оператором, второй член расчета корректирует полет FPV-дрона.

С лидерами на равных

В обзоре западных СМИ бесспорное первое место занимает ударный «Ланцет». Эксперты считают его самым опасным среди российских беспилотников, задействованных в Специальной военной операции на Украине. Ланцет или изделие 51/52 есть продукт ижевской фирмы «ZALA AERO GROUP Беспилотные системы» — дочерней компании оружейного концерна «Калашников».

БПЛА Ланцет может использоваться равным образом для разведки и выполнения каких-то ударных задач. До недавнего времени существовал в двух вариантах: легкий «Ланцет-1» и тяжелый «Ланцет-3». Особый интерес вызывает вторая версия. Дальность полета «Ланцета-3» от 40 до 80 километров соответственно заданию. Западных аналитиков более всего поражает способность российских конструкторов за считанные месяцы адаптировать изделие к изменяющейся обстановке на фронте. «Ланцет» постоянно совершенствуется. Главным конструктором называют Александра Захарова.

Из раскрытых официальных тактико-технических характеристик:

«Беспилотник оснащен интеллектуальными навигационными и коммуникационными модулями. Не использует спутниковую навигацию. Имеет защиту от лазерного оружия».

«Ланцет-3» способен нести до трех килограммов боевой нагрузки. Крейсерская скорость 80—110 километров в час. В режиме пикирования на какое-то время может развить скорость до 300 км/ч. По оценке американских специалистов, производство одного «Ланцета-3» обходится в 35 тысяч долларов. По российским данным немного меньше — 3 миллиона рублей.

Стоимость, конечно, немалая, но ударный беспилотник эффективно уничтожает танки, самоходки и другую бронетехнику, оцениваемую в миллионы долларов!

В сентябре текущего года в зоне проведения СВО начали применять очередную версию «Ланцета», обозначаемую в документации «Изделие 53». Другое наименование Z-53.

Бельгийский интернет-журнал Army Rekognition довольно высоко оценил последнюю модификацию, отметив положительные изменения в системе наведения беспилотника:

«Она работает в автоматическом режиме и способна самостоятельно идентифицировать и классифицировать цели».
Возросла полезная грузоподъемность сентябрьского «Ланцета», доставляющего «по назначению» пять килограммов взрывчатки!

Ведущая российская авиакомпания «Сухой» позиционирует тяжелый разведывательно-ударный БПЛА С-70 «Охотник», иногда называемый беспилотным стелс-бомбардировщиком. По сообщениям российских СМИ, суперсекретный беспилотник проходит государственные испытания и в следующем году его могут принять на вооружение. «Охотник» относится к высшему технологическому классу БПЛА!

С-70 предполагается использовать в различных вариантах, как одинокий бомбардировщик, так и в атакующей группе. Во втором случае «Охотник» может быть задействован в качестве ведомого ударного самолета под управлением Су-57. В настоящее время разрабатывается двухместная версия российского многоцелевого стелс-истребителя, которая предусматривает наличие и пилота, и оператора вооружения. Он-то, оператор, и будет управлять различными оружейными системами, в том числе ударными беспилотниками.

Из открытых тактико-технических характеристик С-70 «Охотник» известно, что его вес около 20 тонн, размах крыльев — 19 м, длина — 14 м. Боевая нагрузка — до 8 тонн. Максимальная скорость: 1400 км/ч на малой высоте, большей — 1000 км/ч. Практический потолок: 18 тысяч метров. Дальность полета: 6 тысяч км. БПЛА сделан по схеме «Летающее крыло» с применением технологии снижения радиолокационной заметности.

Китай разрабатывает аналогичный беспилотник для «спарки» со своим истребителем 5-го поколения Chengdu-20. БПЛА называется Avic Dark Sword («Темный меч»). Максимальная скорость примерно такая же, как и у нашего «Охотника», но дальность полета не превышает 1000 км.

У законодателей моды в беспилотной авиации — Соединенных Штатов — целая линейка подобных комплексов. Обладание новейшими технологиями и огромные финансовые возможности обеспечивают соответствующий результат. Американские аэрокосмические корпорации представлены апробированными в боевых действиях БПЛА: Lockheed Martin RQ-170 Sentinel; Kratos XQ-58 Valkyrie; Northtop Grumman RQ-180; Boeing Phantom Ray.

Авиастроительный концерн «МиГ» пытался разработать свой аналог «Охотника», но «миговцев», скорее всего, постигла неудача. Работы начались в 2005 году, а с 2019-го о них ни слова в публичном пространстве. Нетрудно угадать причину вероятного закрытия проекта: отсутствие финансирования.

Ударные беспилотные самолеты — проекты дорогостоящие. У России уже есть С-70, а еще одна подобная разработка стране не по карману. Военные интересы приходится соизмерять с экономическими возможностями!

Национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» интенсивно трудится над созданием беспилотного геликоптера под кодовым обозначением БАС-200. Инновационная «вертушка» обещает стать прорывом в отечественном и мировом вертолетостроении!

Грибы по осени собирают

У автора, как независимого аналитика, практически нет вопросов к власти по части создания центров разработки и производства беспилотников. В 2023 году в плане развития БПЛА предприняты поистине колоссальные усилия и, как говаривал некогда известный политик, процесс пошел. Да так, что его в пору сравнить с ростом грибов дождливой осенью!

До начала СВО центры беспилотной авиации в России можно было на пальцах пересчитать. Москва, Питер, Калининград, Ижевск, Казань, Дубна. Разработка БПЛА авиационными фирмами — отдельная история, отчасти освещенная.

Весной этого года произошла радикальная перестройка работы в данном направлении. Толчком, безусловно, стало расширенное совещание по вопросам развития БПЛА, прошедшее в столичном технопарке Руднево, под руководством президента России Владимира Путина.

Там же, в Руднево учрежден Федеральный центр беспилотных авиационных систем (ФЦБАС), который собрал в качестве резидентов 12 ведущих российских разработчиков БПЛА. Первоочередной задачей ФЦБАС является «содействие научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по созданию беспилотных летательных аппаратов». Изготовление комплектующих на отечественной технологической базе ставится во главу угла перед конструкторами и управленцами предприятий.

Центр БПЛА строится в особой экономической зоне «Алабуга», расположенной в Елабуге (Татарстан). Губернаторы Самарской и Саратовской областей на встречах с главой государства заявили о возведении предприятий беспилотной авиации соответственно в Тольятти и Саратове.

Инициативу государственных структур с энтузиазмом поддержал отечественный бизнес. Невесть откуда взявшаяся рязанская компания «Восток» производит ударные беспилотники «Скальпель», которые называют упрощенной версией «Ланцета». Уверяют, что «Скальпель» способен нести до 10 килограммов взрывчатки и стоит в разы дешевле.

Насколько, в действительности, «Скальпель» эффективен — судить не берусь. Объективно оценить возможности беспилотника могут только участники Специальной военной операции, применявшие его на поле боя.

В плане создания квадрокоптеров выделяется Новосибирск. Компания «Спектр» собирает БПЛА не только из импортных комплектующих. Некоторые детали предприниматели изготавливают из вторсырья. Своеобразное российское ноу хау! Другая новосибирская фирма, разрабатывающая дроны с весьма претенциозным названием «Лаборатория будущего».

Разработкой и производством квадрокоптеров также занимаются в Свердловской области, Приморье, Крыму, на Кубани и Сахалине. Сахалинский дрон, кстати, называется красиво и, одновременно, грозно — «Лютик»!

Приведенный список не полон. Не так просто отыскать достоверную информацию. Но главное очевидно: российские предприниматели, проявив подлинный патриотизм, близко к сердцу приняли фундаментальные интересы государства и насущные проблемы армии. Набрали обороты по беспилотникам отечественные оборонные компании. КБ «Астрон» от концерна «Швабе» — ведущей нашей фирмы по оптико-электронным и лазерным технологиям — продемонстрировало «Гранат-ПГ». Барражирующий коптер-камикадзе!

Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» разработал «Кречет», который окрестили «беспилотником-дробовиком». Ракеты ПВО, как известно, достаточно дорогие. Сбивать ими малоразмерные и сравнительно дешевые летательные аппараты, такие, как квадрокоптеры, себе в убыток. Вот и придумали дробовик по дронам. По заявленным характеристикам, целями «Кречета» станут БПЛА массой до 30 килограммов!

Питерская компания «Кронштадт» основательно обосновалась в подмосковной Дубне, построив с нуля завод по производству ударных беспилотников. Предприятие возведено по соседству с Дубненским машиностроительным заводом. Бывший ракетостроительный завод питерцы приобрели ранее. Оба предприятия объединены в Дубненский центр беспилотной авиации. Компания «Кронштадт» также имеет завод в Москве, специализирующийся на выпуске дронов.

Наиболее известная продукция питерской фирмы: разведывательно-ударный БПЛА «Орион» с боевой нагрузкой до 200 килограммов. В мае 2023 года совершил первый испытательный полет «Сириус», представляющий собой дальнейшее развитие «Ориона». Особенно впечатляет функциональными возможностями перспективный БПЛА «Гром». По задумке конструкторов, «Гром» будет лидером целого роя ударных беспилотников под индексом «Молния». Определена тактика их совместной массированной атаки.

Тактико-технические характеристики «Грома»: полезная нагрузка — 1,3 тонны (по другим сведениям, до 2-х тонн); крейсерская скорость — 800 км/ч; потолок высоты — 12000 м; дальность полета — 800 км. По некоторым данным, работы по беспилотной ударной системе «Гром» — «Молния» близки к завершению.

Осень 2024 года обещает порадовать хорошим «урожаем» отечественных беспилотников, как новейших, так и обкатанных в боевых действиях. Таковы предварительные выводы наших и зарубежных экспертов. Аналитики уже сейчас фиксируют изменяющуюся к лучшему динамику процесса.

Авторитетное европейское издание The Economist:

«На передовой Россия лишила Украину первоначального преимущества в тактических дронах, составлявшего три к одному».
Национальный характер
В прошлые века европейцы действия русских нередко так оценивали: «Долго запрягают, но быстро едут». Пословица как нельзя лучше отражает наш национальный характер. С разработкой и производством беспилотников связь самая прямая.

«Я приятно удивлен развитием в нашей стране беспилотной авиации. За последние два года прогресс просто невероятный», — заявил в вечернем телешоу у Соловьева (канал «Россия-1») Евгений Бужинский, генерал-лейтенант в отставке.
Евгений Петрович пояснил, что после увольнения с воинской службы какое-то время работал в оборонной промышленности, в компании, которая занималась беспилотниками. О технологических сложностях при создании отечественных БПЛА знает ситуацию изнутри.

«Еще недавно думал, что по беспилотникам мы навсегда отстали от лидеров… США и Израиля», — в телеэфире признался Бужинский.
Позволю такую аналогию. Потревоженный русский медведь, сопя и кряхтя, наконец-то вылез из берлоги. Оглянувшись на побеспокоивших его врагов, начал все крушить вокруг. Поменяем термин «крушить» на «созидать», и у нас полный порядок, обнадеживающая перспектива!
Источник