С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.6 минут94 прочтенияСегодняСегодняС 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.

Те, кому за сорок, наверняка хорошо помнят, что такое уроки пения в советских школах. Мы разучивали песни, пели хором под аккомпанемент учителя музыки, который владел игрой на фортепиано, а кто-то даже на баяне.

В то время в среднеобразовательных советских учреждениях широко применялась программа советского композитора, лауреата трех Сталинских премий Дмитрия Кабалевского, которую, впрочем, довольно сильно критиковали современники за «узость».

Но критика, как известно, бывает объективной и субъективной. В данном случае, несмотря на всю «узость», во времена социализма, со всеми его недостатками, консерватории по всей стране были забиты буквально битком. Люди с превеликим удовольствием посещали концерты, где талантливые музыканты исполняли музыку Шостаковича, Чайковского и Шнитке. И посещали не из-под палки, а потому что на самом деле любили её, старались понять, развивая тем самым свой музыкальный вкус. Всё это прямое следствие того, что школьная программа в советское время была заточена в том числе и на привитие ученикам тяги к прекрасному.

С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.Уроки пения в СССРУроки пения в СССР

Но с тех пор много воды утекло. Сегодня в современных российских школах на смену урокам пения пришли уроки музыки. На первый взгляд, от смены названия ничего не изменилось: нынешние ученики, как и их родители, поют на уроках песни Владимира Шаинского, Евгения Крылатова и даже, как оказалось, Аллы Пугачёвой.

Но есть один существенный нюанс, который чиновники от образования так и не смогли уловить.

Дело в том, что в современном мире всё скоротечно, и музыка в этом плане не является исключением. Нынешние школьники никогда не слушали, не слушают и не будут слушать то, что когда-то нравилось их советским сверстникам. Да и в целом они бесконечно далеки от советского творчества. Это совсем другие дети, поэтому и слушают они совсем другую музыку. Сегодня они фанатеют от рэпа и рэперов, но явно не от творчества Аллы Борисовны. Для сегодняшних детей их музыкальные пристрастия вне школы — это, по сути, неформальная альтернатива той музыки, которую им предлагают на уроках учителя, бесконечно далекие от современных тенденций. Проще говоря, вся официальная школьная программа никоим образом не соприкасается с интересами нынешних школьников.

Ну давайте честно. Те, кому за 40, в том числе учителя и чиновники, которые сегодня рулят отечественным образованием, вряд ли смогут назвать имя хотя бы одного музыканта на этом фото:

С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.

А ведь это именно те самые российские рэперы, от которых так фанатеет сегодняшняя молодёжь.

А теперь давайте зададим себе один простой вопрос: чего всегда не хватало на уроках пения и чего не хватает сегодня? Простите за тавтологию, но на уроках музыки не хватает именно музыки.

Да, песен вагон и маленькая тележка, но вот именно изучение музыки как таковой напрочь отсутствует. Современные выпускники школ выходят из стен образовательного учреждения, не зная нот, не зная имен музыкальных классиков, с полным отсутствием понимания того, что на свете помимо «тыц-тыц-тыц» существует еще и серьёзная музыка. Это мы, дети СССР, с первых нот узнаем «Лунную сонату» Бетховена, а вот наши потомки не знакомы ни с творчеством Вагнера, ни с музыкой Шнитке, да даже родного Чайковского знают далеко не все.

Именно поэтому, когда наши дети где-нибудь на радио или в интернете случайно слышат серьёзную музыку, они тут же переключают её, поскольку совершенно не понимают такие произведения и, как следствие, отторгают. Это примерно то же самое, как заставить современного молодого человека взять в руки «Идиота» Достоевского и заставить прочесть. Что он вам скажет, прочтя чуждые для его восприятия мысли великого писателя? В лучшем случае, что это полная фигня.

С композиторами точно такая же история, поскольку результат современных «уроков музыки» и бесконтрольного прослушивания рэпа никаким иным просто не может быть.

С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.Вряд ли современные школьники назовут хотя бы одного из этих великих композиторовВряд ли современные школьники назовут хотя бы одного из этих великих композиторов

Так вот, к чему это мы. На фоне повальной музыкальной безграмотности подрастающего поколения, вместо того чтобы включить в школьную программу, к примеру, изучение творчества выдающегося российского артиста, признанного во всем альтиста Юрия Башмета, наши «продвинутые» чиновники от образования с необъяснимым упорством пропихивают в неё песни Олега Газманова и Шамана.

«К середине февраля этого года будет разработан рабочий вариант песенника, который затем будет вынесен на обсуждение профессионального сообщества. К лету все обсуждения должны будут завершены, и с 1 сентября дети начнут изучать в школах патриотические песни современных авторов, включая Шамана и Олега Газманова», — рассказал 23 января РИА Новости депутат Государственной думы Сергей Колунов.

Что тут сказать — конгениальное решение!

Школьникам, которые слушают творчество 20-летних рэперов, в качестве альтернативы предлагается 73-летний частушечник всея Руси Олег Михайлович и «русский с головы до пят» Ярослав.

С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.ШаманШаман

Даже если сравнивать этих артистов с тем же Шаинским и Крылатовым, то последние хотя бы писали песни для детей. А для кого пишет Газманов и Шаман? Для пропаганды?

Если вы уж хотите предложить ученикам взрослое творчество в дополнение к детской музыке, то это должно быть по-настоящему достойное, великое творчество, способствующее развитию хорошего вкуса и открытию для себя мира серьёзной музыки.

То есть нужна реальная альтернатива, а не смена условного Шаинского на Газманова. Нужно что-то противопоставить современной попсе и этому дикому рэпу, которым сегодня забит весь интернет и ТВ. Так зачем надо было вводить столь сомнительные, если не сказать вредные изменения в школьную программу?

Мы не зря упомянули имя народного артиста СССР Юрия Башмета, потому что именно он не постеснялся дать довольно резкий комментарий о введении в школьную программу творчества Газманова и Шамана. Когда журналисты спросили Юрия Абрамовича, как он относится к подобным изменениям, он хоть и ответил культурно, но упрёк в адрес Шамана в его словах явно проскальзывал. Дирижер отметил, что он вообще не понимает, зачем Шаман с таким надрывом исполняет свои песни. И это мнение не какого-то доморощенного попсового критика, а настоящего профессионала, который всю жизнь занимается серьезной музыкой. В репертуаре Юрия Башмета такие великие композиторы, как Шуберт, Бах, Григ, Моцарт, Брамс, Шостакович, Барток, Шнитке и многие другие.

С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.Юрий БашметЮрий Башмет

«Что касается певца, выступающего под псевдонимом Шаман, то я, честно говоря, не очень хорошо знаком с его творчеством… Но я слышал гимн России в его исполнении. Я не понимаю, зачем он с таким надрывом поёт его. Это ведь очень красивая музыка… Мне кажется, его следует исполнять именно так, как написал его автор», — поделился своими мыслями Башмет.

Краткое, но такое емкое по своей сути высказывание.

Что мы имеем в сухом остатке. В Минпросвещения уже подтвердили, что инициатива депутатов будет реализована на практике. То есть уже с начала нового учебного года в школьных коридорах начнут звучать голоса учеников, дружно распевающих шумановское «Встанем» и газмановских «Офицеров». То, что Шаман, которым буквально перекормили население, стал вызывать инстинктивное отторжение, а Газманов давно уже вышел в тираж и, соответственно, не представляет никакой ценности в плане музыкальной культуры (да и не представлял никогда), судя по всему, наших чиновников и депутатов не сильно волнует.

С 1 сентября на смену Баху и Шостаковичу придут Газманов и Шаман — зачем нашим детям в школах такие уроки музыки? Мнение Юрия Башмета.Олег ГазмановОлег Газманов

Так что вместо расширения нынешней школьной программы до новых произведений Бетховена, Баха, Рахманинова, Шнитке и Шостаковича — вот вам Газманов с Шаманом. Что называется, получите — распишитесь. Будет ли интересно современным ученикам творчество этих музыкантов, вопрос, безусловно, риторический. А вот на другой вопрос хотелось бы услышать ответ от наших чиновников: на безвозмездной ли основе будет включено творчество Шамана и Газманова в школьную программу? Что-то подсказывает, что при всем своём патриотизме они не откажутся от своих авторских прав, за которые в очередной раз придется платить государству. Это вам не Моцарт с Бахом, которые ни у кого уже ничего не попросят. Наши певуны деньги считать умеют очень хорошо…