С-400 и Су-35 на острие очередного Тайваньского кризиса. Почему в критический момент НОАК использует российские системы
Вскоре после начала серийного производства истребитель Су-35 был особо отмечен в санкционном законе CAATSA, принятом в США. Это тоже своего рода знак качества. Китаю это не помешало его приобрести. Фото Синьхуа.
Первая неделя коварного августа нынешнего года ознаменовалась целой россыпью вновь запылавших «горячих точек» на карте нашего Мира. Опять загорелся Карабах. В ответ на удары израильской авиации полетели самодельные ракеты из сектора Газа. А а в столице многострадального Ирака Багдаде, где давно уже не всё спокойно, идут настоящие городские бои против действующей власти и её американских покровителей. Но главное внимание публики было приковано к полёту руководителя Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, решившей самолично отвезти полновесную политическую пощечину руководству Китая, отправившись непосредственно на спорный остров Тайвань. Мир, можно сказать, застыл в ожидании — собьют ли доблестные лётчики ВВС НОАК военный борт с решительной пожилой дамой на борту, и разразится ли вслед за этим Третья Мировая. По счастью, до таких ужасов дело не дошло. Китай пригрозил США долговременными жесткими ответами и по сути, начал постепенно строить торговую и морскую блокады Тайваня.
Госпожа Пелоси, очевидно довольная собой, отправилась дальше в свое провокационное азиатское турне, на этот раз дразнить Ким Чен Ына, который накануне подписал указ о выходе КНДР из договора по нераспространению ядерных вооружений. А американский ордер, во главе с авианосцем Рональд Рейган, класса Нимиц, ушел из Южно-Китайского моря, подальше от греха и от новых китайских противокорабельных ракет. Китайцы ещё на неделю продлили военные учения по периметру особой зоны Тайваня, и регулярно пересекают в процессе так называемую Медианную линию в Тайваньском проливе. Условную морскую границу между континентальным Китаем и островом. Любопытно, что в прошлый Тайваньский кризис, в 1996 году, ровно такой маневр предприняли два американских авианосца с ордерами из двух десятков крейсеров и эсминцев УРО. Тогда они шли прямо по «ленточке», иногда демонстративно задевая суверенную китайскую территорию. Это был своеобразный триумф однополярного мира. На сей раз морячки ВМС НОАК отзеркалили события 25-летней давности. Есть и ещё одна любопытная деталь у всей этой истории. Это участие российской техники на самом острие событий. В большом переполохе вокруг Тайваня были активнейшим образом задействованы стразу два последних российских приобретения КНР — зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф» и российский истребитель Су-35.
Истребители ВВС НОАК Су-35 над Тайваньским проливом сопровождают китайский стратегический бомбардировщик Н-6К (лицензионная копия советского Ту-16). Фото МО КНР.
Именно «сушки» первыми поднялись в воздух, когда было объявлено о том, что Пелоси, или кто-то там ещё в Вашингтоне всё-таки решили повернуть самолёт на Формозу. Передовым истребителям российского производства отводилась роль «первого удара Апокалипсиса», если бы китайцы вдруг решили, как и обещали неофициально, сбить самолёт с надоедливой бабулей. Ни стелсам J-20, ни продвинутым копиям «сушек» J-11D (Су-27) и J-16 (Cу-30МКК) с хвалёным радаром с АФАР, а нашим родным флагманским «тридцать пятым», в экспортной модификации, собранным на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Китай приобрёл их вскоре после триумфального представления самолёта на салоне Ле-Бурже в 2013 году. В 2015 году сделка была представлена официально. Всего в ней фигурировали 24 боевых машины, на сумму около двух миллиардов долларов.
Эксперты были уверены, что эта покупка делалась с единственной целью — подглядеть секреты, недостающие собственным изделиям. Но эскадрильи с новейшими российскими самолётами были направлены в самые проблемные точки на рубежах КНР: в район региона Ладакх на границе с Индией, и в район Тайваньского пролива. Правда китайцы вскоре заявили, что в по результатам учебных боев против новейших китайских истребителей наша «сушка», якобы, выступила заметно слабее местных машин. Но как только запахло по-настоящему жареным, именно Су-35 оказался на самом переднем краю американо-китайского пока ещё дипломатического конфликта.
Зона действия ракет С-400, расположенных на территории континентального Китая, полностью закрывает Тайвань. Инфографика НОАК
Ровно такая же история произошла и с российским комплексом С-400 Триумф, фирмы «Алмаз-Антей». Контракт на 4 дивизиона этих невероятно успешных ЗРК был подписан в 2014 году. Примерно через год после получения первых установок, китайцы заявили что последние версии их комплекса HQ-9, не говоря о перспективных HQ-19 и HQ-26, уже не уступают «Триумфу» по большинству параметров. Но говорить и писать можно много чего. Бумага, она всё стерпит. Однако настоящим критерием истины является практика. А она показывает, что именно российские системы китайцы держат там, где наиболее горячо. С момента начала эксплуатации, в январе 2019 года года, Триумфы находятся на бессменном боевом дежурстве на берегах Тайваньского пролива в составе двух дивизионов. Ещё два расположены на спорном участке китайско-индийской границы.
Именно С-400 отводится роль инструмента для закрытия неба Тайваня, в случае начала десантной операции НОАК. Китайские комплексы сейчас, да и в ближайшей перспективе,будут лишь на подхвате, создавая эшелонированную противовоздушную оборону. Хорошо наш ЗРК поработал и в ходе нынешнего кризиса, дав китайской морской разведке значительный объем информации об их вероятном противнике. А учитывая факт, что противник у нас с Китаем один и тот же, значит все эти данные появятся и у наших компетентных служб.