С Узбекистаном или без него, но ОДКБ надо укреплять

Несмотря на то, что 12 июля 2021 года пресс-секретарь президента Узбекистана Шерзод Асадов заявил, что вопрос возвращения Узбекистана в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не рассматривается, вооруженные подразделения этой страны наряду с подразделениями из России и Таджикистана с 1 по 10 августа проведут учения по охране таджикско-афганской границы.

С Узбекистаном или без него, но ОДКБ надо укреплять

Одновременно с этим на состоявшейся на днях в столице Узбекистана международной конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» США, Узбекистан, Пакистан и Афганистан объявили о создании новой площадки для консультаций по урегулированию внутриафганского кризиса.

Напомню, что Узбекистан в 1992 был одним из создателей ОДКБ, а в 1999-м по собственной инициативе отказался продлевать договор о членстве в организации, тем самым юридически выйдя из ее состава.

Как мы видим, реакция руководства Узбекистана выглядит на фоне обострившегося кризиса власти в Афганистане достаточно «многовекторной». Даже если талибы (запрещенная в РФ организация) действительно выполнят обещания ограничить свою деятельность строго границами своей страны, процесс укрепления власти дома все равно неизбежно вызовет большой объем беженцев, далеко не все из которых окажутся простыми мирными декханами.

С Узбекистаном или без него, но ОДКБ надо укреплять Армия Узбекинстана

Другие страны Средней Азии, в особенности Таджикистан и Киргизия, видят в этом серьезную угрозу для национальной безопасности, толкающую их, наоборот, активно усиливать контакты в рамках механизмов ОДКБ, вплоть до просьб о прямой помощи. И только один Ташкент «вопрос возвращения в ОДКБ» не рассматривает. Почему?

Скорее всего, им что-то «такое» пообещали американцы. В конце июня 2020 состоялась онлайн-встреча созданного Соединенными Штатами формата «Центральная Азия — США», также известная как С5+1. В ней участвовали министры иностранных дел Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана и Туркменистана, а также госсекретарь США Майк Помпео. Буквально через три дня после этого Всемирный банк выделил Узбекистану кредит в 3 млрд долларов, в дополнении к 4,4 млрд, предоставленным ранее. А 7 июля 2020 состоялось заседание представителей республики с делегацией ВТО.

С Узбекистаном или без него, но ОДКБ надо укреплять ОДКБ

Последнее особенно любопытно. В период постсоветского либерального мечтательного сумасшествия Узбекистан, как все прочие, яростно стремился войти в «дружную семью европейских народов» и с выгодой для себя встроиться в мировую экономику, в том числе добиться членства в ВТО.

Но в 2005-м в руководстве страны взяли верх радикальные консерваторы, почему-то решившие лучшим путем развития страны — максимально полную самоизоляцию. И хотя в 2017-м новые власти глобальную внешнеполитическую позицию несколько сменили, начав постепенно восстанавливать отношения с соседями, в основе позиции Узбекистана до сих пор остается безоговорочная многовекторность.

Со слов официальных лиц страны, это позволяет обеспечивать равноудаленность Ташкента от любых чужих проблем соседних стран и каких бы то ни было блоковых трений. По факту же это явилось олицетворением глубокого кризиса у собственной правящей элиты, утратившей связь с реальностью и, что куда важнее, не способной в достаточной степени понимать масштаб и причины происходящих процессов.

Активизация американской дипломатии в регионе, особенно после запуска ими в ноябре 2015 года формата С5+1, была воспринята правящей элитой Узбекистана как долгожданное доказательство, что «Запад, наконец, заметил регион и пришел». Это возродило интерес к «евроинтеграции», особенно к вступлению в ВТО, для чего узбекская дипломатия приложила очень много усилий. Но не добилась практического успеха.

И вот теперь, очень похоже, что Вашингтон сумел правильно сыграть на застарелых мечтах значительной части узбекской элиты. Обнародованную версию можно бы было отнести к теории заговоров, если бы не прямой отказ объединяться перед реальной серьезной угрозой миру и безопасности всего региона в связи с текущими событиями в Афганистане.

С Узбекистаном или без него, но ОДКБ надо укреплять

А это, в свою очередь, ставит ребром вопрос будущего всего ОДКБ. Относительно прочно закрыть 2 тыс. км общей границы среднеазиатских стран с Афганистаном технически еще как-то возможно. Но 6221 км границ самого Узбекистана с соседними странами закрыть невозможно совершенно точно. А что правительство страны с последствиями массовой миграции населения из Афганистана не справится, тут двух мнений быть не может.

Теоретически, если вооруженные силы среднеазиатских участников Договора жестко подчинить российскому Генштабу, если немедленно приступить к драконовским мерам по повышению уровня их боевой и тактической выучки (на всех уровнях, от рядовых до штабного командования), если насытить техникой и вооружениями по российским штатам, проблема возведения надежной полосы безопасности вокруг Узбекистана, пусть и с оговорками, но может быть решена.

Другой вопрос, что никто из правительств стран региона на такую глубокую степень интеграции идти не желает. А без нее Договор остается простой формальностью. Так что, хотим мы того или нет, но перспектива угрозы национальной безопасности самой РФ вынуждает всерьез взяться за коренную реорганизацию ОДКБ с целью кардинального повышения ее практической эффективности.

Елена Панина