Саисский храм и Атлантида
Атлантида – легендарная цивилизация, погибшая в природном ката-клизме, стала своеобразной «чашей Грааль» для историков. Усилия по ее по-иску воистину титанические. Все потому, что сведения об этой древней цивилизации дал источник, настолько авторитетный, что его труды дошли до нашего времени. Этот источник — античный философ 5 — 4 вв. до н.э. Платон, основатель афинской Академии. В двух своих диалогах — «Тимей» и «Критий» — философ подробно рассказал о поездке Солона (последний был известным греческим политиком 7 – 6 вв. до н.э., законодателем и даже одним из «семи мудрецов») в Египет для получения дополнительных знаний по истории, политике и праву. Так вот, прибыв в храм некоего города Саис, греческий политик имел длительные беседы с одним из жрецов, в ходе которых и получил сведения об Атлантиде. Вернувшись в Грецию, Солон передал эти сведения друзьям и родственникам. Так, спустя много лет их услышал Платон, кстати, дальний потомок Солона по матери, и повторил в своих трудах, специально оговорив достоверность пересказа. Допустим, Платон, а до него — Солон искренне передали слова жреца об Атлантиде. Именно допустим, так как утверждать это с уверенностью было бы чрезвычайно наивно. Однако далее, можем ли мы доверять словам самого служителя какого-то египетского храма, вот в чем вопрос.
Чтобы ответить на него, надо понять, что представлял собой тот храм, в котором произошла упомянутая беседа? Сначала несколько слов о городе, в котором этот храм находился. «Саис» для современного человека есть пустой звук. А это был древнейший город Египта, расположенный в дельте Нила, который в своей истории неоднократно имел столичный статус. Поэтому, главное святилище этого города, конечно же, не «какой-то египетский храм», но гигантский саисский храмовый комплекс. В 7 веке до н.э. в него входили административные помещения, аудитории, библиотеки. Лаборатории, цеха ритуального характера, например, для производства льняных тканей (бинты, пеленки, ткани бальзамирования), склады, столовые, поликлиники. То есть, по функционалу это было нечто похожее на большой университет. Соответственно, в нем находились и контингенты учащихся, в том числе, иностранные. Этот крупный научно-практический центр хранил и развивал весь спектр знаний, хотя у него была и специализация «Дома жизни»: медицина, женское здоровье и репродукция.
Таким был саисский храм во времена Солона. Но примерно таким же он был и за тысячу, и за две тысячи лет до приезда греческого политика. Трудно точно определить, когда возникает этот храм (как и сам город), так как о его ритуалах упоминают «тексты пирамид», а они датируются рубежом 3 – 4 тысячелетия до н.э. Не лишним будет отметить, что данный храмовый комплекс не существовал сам по себе, но был элементом сложной храмовой сети Древнего Египта. А это — десятки взаимосвязанных храмовых комплексов столиц государства и номов (провинций), тысячи святилищ поменьше и, главное, сотни тысяч жрецов непрестанно, из поколения в поколение занимающиеся интеллектуальным трудом и обменивающиеся его продуктами. Если действительно жрец саисского храма говорил Солону об Атлантиде и ее драматической судьбе, его словам следовало бы доверять, потому что это была репрезентативная информация, за которой стояла вся мощь древнеегипетской науки.
Однако, скажете вы, уважаемые читатели, если все это имеет отношение к истине, почему же тогда все попытки исследователей обнаружить следы цивилизации атлантов не увенчались до сих пор успехом? Здесь, несомненно, много разных причин. Очень много. И вот наглядная иллюстрация одной из них. Если вы сейчас будете искать саисский храмовый комплекс, о котором шла речь, то вы его не найдете. Не найдете развалин и самого города, в котором он функционировал, знаменитого на всю ойкумену столичного города Саис. Теперь на месте города, в котором на протяжении тысяч лет непрерывно жило великое множество людей, осталось только несколько урбанистических артефактов.
Sic transit gloria mundi!