Самая крупная партизанская диверсия в истории

Самая крупная партизанская диверсия в истории

В ночь на 30 июля 1943 года на станции Осиповичи была совершена самая крупная диверсия на транспорте в мировой истории. За одну ночь сгорели четыре немецких эшелона эшелона с техникой, боеприпасами и горючим. 5 паровозов, 65 вагонов с боеприпасами, больше десяти вагонов с продовольствием, 30 вагонов с бензином и моторным маслом и угольный склад. Кроме того из за начавшегося пожара и паники из расположенного неподалеку лагеря военнопленных сбежало несколько сот заключённых.

Устроил этот ад для немцев Фёдор Андреевич Крылович, работавший на станции электромонтёром. До войны Фёдор Андреевич успел повоевать с японцами на Халхин-Голе и Хасане, позже принимал участие в Финской войне. Несмотря на боевой опыт на фронт его не взяли, железнодорожных служащих в то время не хватало. После оккупации Крылович продолжал работать на станции и параллельно возглавлял группу сопротивления. Ещё до войны он закончил курсы связистов и смог сам собрать радиоприёмник. Подпольщики записывали сводки Совинформбюро и распространяли листовки.

В 1943 году с Крыловичем познакомился тогдашний секретарь Могилёвского обкома комсомола Павел Воложин. Вот что он писал секретарю ЦК комсомола Белоруссии Кириллу Мазурову:

«О подполье. Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи — Крылович Ф.А. […] Он по моему поручению создал 9 комсомольских организаций по 3–4 человека. […] Этот Крылович Федя энергичный и инициативный, исполнительный. Вот что он проделал за свое пребывание в Осиповичах: кроме этих 9 организаций, у него есть еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Состав — комсомольцы и молодежь. Друг с другом они не связаны. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен на 6 месяцев. […] Крылович переправил в партизанские отряды 52 человека молодежи. Парень хорошо знает работу подполья, конспирации», — писал Воложин.

Самая крупная партизанская диверсия в истории

В июле 1943 года, Воложин передал группе Крыловича две магнитные мины.

В ночь на 30 июля 1943 года на станцию прибыл эшелон с топливом. Крыловичу удалось заложить две мины на бочках с топливом в голове и хвосте поезда. По его расчётам мины должны были сработать тогда, когда эшелон уже должен быть в пути. Но состав неожиданно отправили в Северный парк, где рядом были составы с боеприпасами и техникой.

Первый взрыв последовал в три часа ночи, немцы пытались расцепить состав, но сработала вторая мина. Цистерны взрывались одна за другой, огонь перекинулся на стоящий рядом состав с авиабомбами и снарядами, из за высокой температуры они стали детонировать. Заполыхали ещё два стоящих рядом состава с танками и бронемашинами.

По свидетельствам очевидцев пожар и взрывы продолжались около 12 часов.

В своём рапорте Крылович отчитался:

«8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка «Л-20», 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад»

Самая крупная партизанская диверсия в истории

В своих воспоминаниях начальник штаба партизанского П. Пономаренко движения писал:

«Эта диверсия разбиралась в немецком генштабе. Восемь генералов охранной службы были сняты со своих постов, некоторые расстреляны. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли столь необходимые немецкой армии составы. Ведь шли бои на Курской дуге»

После пришедшего оставаться в городе Крыловичу было слишком опасно. Он вместе со своей группой подпольщиков ушёл к партизанам, где возглавил диверсионную группу.

Как это часто бывает награда не сразу нашла героя. Орден Ленина Фёдор Андреевич Крылович получил только в 1949 году.

Самая крупная партизанская диверсия в истории

Надпись на обороте

Самая крупная партизанская диверсия в истории