Саммит Байдена и Путина проходил, когда США и Россию объединяет нечто общее: страх перед Китаем
Москва с подозрением наблюдает за напористостью Пекина в ближнем зарубежье России. США должны использовать это в своих интересах, а не сражаться на два фронта-Даниел Р
Как и ожидалось, многочасовая встреча на высшем уровне между президентом Джо Байденом и президентом России Владимиром Путиным не принесла значительных результатов. Единственной точкой соприкосновения перед встречей было признание того, что отношения между США и Россией находятся на самом низком уровне за последние десятилетия. Тот факт, что Байден и Путин даже договорились о встрече, уже можно было считать достижением.
Но при всех их разногласиях по Украине, расширении НАТО и правах человека — Байден в начале их переговоров разъяснил ключевой момент: США по-прежнему готовы сотрудничать с Россией, когда это в интересах США. “Я думаю, что всегда лучше встретиться лицом к лицу, попытаться определить, где у нас есть взаимный интерес сотрудничать”.
Судя по постоянному всплеску цикла новостей, идея о том, что Вашингтон и Москва объединятся для решения проблем, кажется невероятной, если не фантастической. Однако, Байден и Путин имеют больше общего на мировой арене, чем они могут себе представить: а именно, как уравновесить растущую мощь Китая, которую Пентагон называет своей главной геополитической задачей.
Как и администрация Трампа, администрация Байдена рассматривает Китай как восходящую державу, решившую переписать глобальные правила поведения. Временное стратегическое руководство по национальной безопасности Белого дома ставит Китай во главе группы с точки зрения стратегических соперников, называя Пекин «единственным конкурентом, потенциально способным объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, для создания устойчивого вызова стабильной и открытой международной системе ".
Хотя Россия может не использовать эти точные слова, она не застрахована от опасений, по поводу пробуждения Спящего Гиганта.. В частности, Россия с подозрением смотрит на напористость Пекина в российском ближнем зарубежье. Соединенным штатам следует использовать это в своих интересах, а не пытаться вести битву на два фронта одновременно против России и Китая, что могло бы растянуть ресурсы США и дальнейшее укрепление связей между Москвой и Пекином. Вместо того чтобы обострять отношения с Путиным, США должны внести свой вклад в снижение враждебности.
Сотрудничество США и России в борьбе с растущим Китаем может показаться странным, учитывая дружеские отношения между Москвой и Пекином. Президент Китая Си Цзиньпин и Путин все чаще рассматривают друг друга как близких друзей, даже лучших друзей. Москва и Пекин все чаще координируют свои действия в военной сфере, а военно-морские и сухопутные силы России и Китая проводят совместные учения в 2017, 2018 и 2019 годах. Две страны даже укрепляют связи в области освоения космоса.
Однако блестящий лоск, покрывающий сегодня российско-китайские отношения, скрывает более глубокие системные споры. Россия обратилась к Китаю не обязательно потому, что хочет, а потому, что ей необходимо. Неслучайно Москва начала экономический поворот в сторону Пекина после того, как подверглась все более сильным санкциям США и санкциям Европейского Союза. Прочные связи с Китаем помогли России поддерживать экспорт сырой нефти, но они также усилили зависимость России от китайского рынка. Китай в настоящее время является крупнейшим торговым партнером России; Россия, между тем, даже не входит в топ-10 поставщиков Китая.
Россия полагается на своего большого и иногда колючего соседа, даже когда сила, рычаги влияния и амбиции Китая постепенно вторгаются в традиционную сферу влияния России. Например, Центральную Азию обычно называли владением России — регионом, где у России почти не было стратегических конкурентов. Однако сегодня этот регион является ядром китайской инициативы «Один пояс, один путь» стоимостью триллион долларов, серии инфраструктурных проектов от Европы до Восточной Азии, направленных на расширение экономического и дипломатического влияния Пекина, которые он финансирует за счет кредитов на сотни миллиардов долларов.
Коммунистическая партия Китая также осуществляет отдельные инвестиции в Центральную Азию. Например, Казахстан, некогда входивший в состав Советского Союза, получил от Китая 27,8 миллиарда долларов на развитие своей нефтехимической промышленности. Туркменистан, еще один бывший советский клиент, принял миллиарды долларов китайских кредитов для развития своей газовой промышленности. Это китайское кредитование означает, что государство Центральной Азии, не имеющее выхода к морю, больше не зависит от России в плане экспорта товаров на международный рынок. Для Росси, эта потеря рычагов влияния подрывает ее попытки восстановить имидж как великой державы.
Как и Соединенные Штаты, Россия также рассматривает некоторые действия Китая как хищнические. Российское правительство признает непредвиденные последствия принятия китайских кредитов и не намерено следовать по стопам таких стран, как Шри-Ланка и Черногория, которые либо борются с огромным объемом задолженности, либо вынуждены передать контроль над стратегическими активами китайским компаниям в качестве компенсации. Точно так же, как Китай крадет американские военные технологии, российские оборонные производители жалуются на то, что Пекин копирует российскую военную технику без их согласия.
Тот факт, что Вашингтон и Москва имеют одинаковые диагнозы некоторых внешнеполитических действий Китая, конечно, не означает, что эти две державы будут координировать свои соответствующие политики. Те, кто думает, что Байден может реконструировать разрядку напряженности в Китае Ричардом Никсоном, прилетев в Москву и переманив Россию на свою сторону, недооценивают, насколько серьезно ухудшились отношения между США и Россией.
Однако администрация Байдена может воздержаться от политики, которая сближает Россию и Китай или затрудняет рабочие и продуктивные отношения между Вашингтоном и Москвой, чем они должны были бы быть в противном случае. Это, вероятно, потребует от администрации Байдена более реалистичного взгляда на то, чего она может достичь в отношениях с Россией, и не зацикливаться на вопросах, в частности, о том, как российское правительство действует в пределах своих собственных границ, — которые, вероятно, окажутся контрпродуктивными и лишь укрепят более глубокую враждебность в двусторонних отношениях.
К счастью, и Байден, и Путин могут понять, насколько важно сделать именно это. Совместное заявление, опубликованное сразу после встречи, в котором оба обещают «вместе начать интегрированный двусторонний диалог о стратегической стабильности в ближайшем будущем», отражает прагматизм, постепенно проникающий в отношения. Заявление Путина о том, что США и Россия согласилась еще раз обменяться послами, это был еще один небольшой, но важный шаг в правильном направлении.
Соединенные штаты. отчаянно нуждается в более комплексном и долгосрочном подходе к России, который не только разрешит некоторые разногласия последних месяцев, но и даст России стимул для того, чтобы, оставаться несколько нейтральным в мире, который сейчас определяется, хорошо это или плохо, пока идет соревнование великих держав, между США и Китаем.
Россия никогда не будет союзником США. Но она, скорее всего, тоже не хочет быть союзником Китая, что сделало бы Россию младшим партнером. Однако, если отношения между США и Россией останутся такими же напряженными и контрпродуктивными, как в настоящее время, США могут в конечном итоге столкнуться с тем, что им больше всего следует пытаться предотвратить: — грозный совместный китайско-российский антиамериканский блок