Самый весомый аргумент СВО — три тонны взрывчатки и ужаса

Самый весомый аргумент СВО — три тонны взрывчатки и ужаса

Информация о возобновлении российской «оборонкой» серийного производства сверхмощного авиационного боеприпаса ФАБ-3000 версии М-54 в экспертных сообществах незалежной и коллективного пока еще Запада вызвала резонанс, сравнимый со взрывом. Причем, ключевой вопрос интересующий Бандерштат и его евроатлантических кураторов звучит примерно так: «Какие объекты и, главное, когда испытают на себе мощь очередного российского супероружия?».

Читайте также:
Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Шароварно-чубатые неонацисты из «Азова» * прекрасно помнят трехтонные ФАБы, в щебень разносившие подземные бетонные убежища в мариупольской «Азовстали».

Мощность поражающих факторов ФАБ-3000 сравнима со взрывом атомной бомбы, ну, может быть, за исключением огненно-пылевого гриба большой высоты. Однако колоссальной силы ударная волна, всепоглощающий огненный вал и гарантированное разрушение всего, что находится в радиусе сотни метров от эпицентра, мягко говоря, присутствует.

Последние несколько месяцев специальной военной операции заставили по-новому взглянуть на пылившиеся в арсеналах еще с советских времен фугасные авиабомбы.

Оснащение их универсальными модулями планирования и коррекции трансформировали чугунные «болванки» в мощное и достаточно эффективное оружие. «Херои», чудом не отправившиеся к Бандере после ударов ФАБ-500, не говоря уже о ФАБ-1500, рассказывают о них, как о всеобъемлющем ужасе.

Принятие на вооружение советскими ВВС фугасной авиационной бомбы ФАБ-3000 М-54, состоялось, как следует из ее индекса, в далеком 1954 году. Боеприпас позиционировался в качестве средства для вывода из строя коммуникаций, военно-промышленных и энергетических объектов противника.

В начале девяностых серийное производство практически сошло на нет и возобновилось лишь сейчас.

Как утверждают близкие к оборонному ведомству России источники, это решение было принято еще в конце 2022 года, а более чем годовая задержка вызвана необходимостью испытаний в условиях реального боя младшей «коллеги» трехтонной бомбы — ФАБ-1500, оснащенной унифицированным модулем планирования и коррекции. Кстати, специалисты уверяют, что и ФАБ-3000 получит свой УМПК.

Основой для создания модернизированной бомбы М-54 стал трехтонный фугас М-46, произведенный соответственно в 1946 году. Ее общая масса составила 3,067 тонны, из которых 1,2 тонны пришлись на боевое вещество.

Такие боеприпасы, как ФАБ-3000 версии М-54 (длиной 3,32 и диаметром 0,82 метра) относят к категории тупоконечных, размещаемых во внутренних отсеках дальних бомбардировщиков. Бомбы с остроконечной носовой конфигурацией, считающейся оптимальной для полета самолета-носителя на сверхзвуковых скоростях, размещают на внешних узлах подвески.

Главными поражающими факторами трехтонного фугаса считаются: ударная волна (воздушная и сейсмическая), избыточное газообразное давление и крупные осколки, образующиеся в результате разрушения корпуса.

Радиус прямого поражения составляет порядка сорока шести метров, а разлет осколков — около двухсот шестидесяти.

На сегодняшний день единственным самолетом-носителем такой бомбы в составе ВКС России является сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с крылом изменяемой стреловидности.

Теоретически в качестве носителя М-54 может выступить и многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34М, способный нести на внешних узлах подвески три ФАБ-1500, но пока подтверждения этому не поступало. Сброс боеприпаса осуществляется на скорости, не превышающей 1200 км/ч и потолке высоты до 16 километров.

Что же касается универсального модуля планирования и коррекции, то подавляющее большинство экспертов сходится во мнении, что ФАБ-3000 версии М-54 получит УМПК с ракетным двигателем. При этом дальность планирования должна будет составить порядка шестидесяти километров.

А теперь немного информации на тему: «А как у них?». Ближе к окончанию Второй Мировой войны (июнь 1944 — апрель 1945 гг.) Королевские Военно-воздушные силы Великобритании получили на вооружение авиабомбы особой мощности массой 10 и 5,4 тонны, названные сейсмическими.

Их прочный корпус обтекаемой формы встречаясь на очень высокой скорости с поверхностью земли, до момента детонации успевает глубоко уйти в грунт. Подземный взрыв вызывает локальное землетрясение, повреждающее и разрушающее наземные и подземные сооружения противника. Десятитонный «Grand Slam» («Большой хлопок») стал самым мощным неядерным боеприпасом той войны.

Что же касается 5,4-тонной сейсмической бомбы «Tallboy» («Верзила»), то его корпус, выполненный из прочной легированной стали, имеет совершенную аэродинамическую форму, обеспечивающую боеприпасу максимально возможную скорость падения. У сброшенной с высоты четыре километра и более бомбы показатель этой характеристики у поверхности земли превышает скорость звука.

Стабилизаторы специальной конфигурации придают боеприпасу вращательное движение, гася тем самым возникающие колебания.

При атаке подземных объектов «Tallboy» оснащался тремя взрывателями, срабатывающими лишь после его глубокого проникновения в землю.

Эта глубина составляла порядка тридцати метров грунта или пять метров бетона. Подземный подрыв 2358-килограммового заряда вызывал напоминающее землетрясение сдвиги окружающей породы, оставляющие на поверхности воронку диаметром сорок метров. Точность бомбометания обеспечивалась специально разработанным прицелом SABS (Stabilized Automatic Bomb Sight), учитывающим температуру воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра и т. д.

Всего за период июнь 1944 — апрель 1945 гг. было произведено 854 единицы «Tallboy».

Необходимость создания прочного массивного корпуса британских сейсмических бомб вызвала проблему уменьшения массы взрывчатого вещества.

Для сохранения сверхмощности, и в «Верзиле», и в «Большом хлопке» было решено использовать новый вид ВВ — торпекс. Это — бризантное взрывчатое вещество, состоящее из 40% гексогена, 18% алюминиевой пудры и 42% тринитротолуола. Мощность торпекса не менее чем на 50% превышает мощность тротила.

И в качестве резюме. Чуть более двух лет назад казалось, что заполонившие арсеналы советские авиабомбы свое отжили и наиболее реальной перспективой для них является переплавка.

Однако российская инженерная мысль снабдила их крыльями, дополнила системой корректировки координат и отправила на фронт, наводить на врага ужас. Очень метко по этому поводу высказался российский военный эксперт Анатолий Матвийчук: «ФАБ-500 стал кошмаром ВСУ, ФАБ-1500 назвали дьяволом, а ФАБ-3000 — ни что иное как конец пехоты „самой сильной армии Европы“ Для нее нет препятствий». Лучше не скажешь, такой весомый аргумент не терпит возражений.

* Запрещен в РФ

Свободная пресса