Савельев и Мантуров опять мечтают о покупке боингов и эйрбасов
Зампред правительства, а в прошлом шеф «Аэрофлота» Виталий Савельев снова анонсировал возможные закупки иностранных самолетов в будущем. Он признал, что на имеющемся парке целевые 158 млн пассажиров перевести не получится. А новые отечественные самолеты Мантуров с Чемезовым обещают уже не первый год, и каждый год сокращают программу их выпуска.
Савельев, который презрительно всегда относился к отечественному авиапрому, рассуждает логически: рано или поздно рынки откроются и, кроме нашего авиапрома, мы сможем закупать импортные самолеты, адептом которых он является, вероятно, еще со времен своего обучения в США.
Савельева вполне обоснованно считают одним из членов «похоронной команды» российской авиастроительной отрасли.
После введения санкций Путин рассказал, что в свое время «сильно ругался» с Савельевым по поводу отечественных самолетов: президент считал, что их надо закупать больше, а министр говорил ему, «что западные партнеры надежные, все там хорошо и они хорошие».
Этот исторический факт весьма красноречиво говорит о роли личности в «истории», когда пара человек решает не просто судьбу страны, а может повернуть вспять все ее развитие.
Сейчас же Савельев напомнил, что по 309 указу президента авиакомпаниям разрешено иметь во флоте 50% отечественных и 50% импортных самолетов. Поэтому создаются заделы, чтобы авиационная промышленность могла спокойно работать, но открытия рынков тоже ждут.
Не первый раз, когда Савельев говорит о вероятности возобновления поставок – эту же тему он поднимал в конце 2024-го. Первый вице-премьер Денис Мантуров тоже не исключает вероятность покупки самолетов Boeing отечественными авиакомпаниями в будущем. Ну, а с этим все понятно: организовать процесс производства, возродить одномоментно всю отрасль, на которую тот же Мантуров все прежние годы не обращал внимания, очень трудно. А летать на чем-то надо, вот и страхуется социолог…
Понятно, что создание и выход на массовое серийное производство отечественных самолетов – задача сложная. Пополнение флота авиакомпаниям наверняка потребуется раньше, чем ее удастся реализовать. Но есть ощущение, что акцент сейчас все же надо делать на успехах отечественных авиастроителей, а не на надеждах, связанных с западными поставщиками.
Как показала история, ситуация после развала Советского Союза, когда от своего производства отказались в пользу более современных и дешевых иностранных самолетов, стала ошибкой. Но, судя по всему, кто-то хорошо нагрелся на откатах от мировых авиагигантов, и сейчас не прочь вернуть те «золотые» времена…