Седьмая симфония Шостаковича: история создания, премьеры и значение

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Седьмая симфония Шостаковича: история создания, премьеры и значениеСегодняСегодня458 минОглавление

Показать ещё

Введение

Седьмая симфония Шостаковича, которая с лёгкой руки Анны Ахматовой получила своё второе название – Ленинградская, – является одним из самых известных музыкальных произведений в мире. Её уникальная история создания, а также сложнейший момент в человеческой истории, связанный с ужасами Второй мировой войны, обеспечили произведению уникальное место в мировой сокровищнице искусств. При этом совершенно особое место это сочинение занимает и в жизни своего создателя, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. История написания Седьмой симфонии говорит о том, что Великая Отечественная была такими масштабным событием в истории нашей страны, что каждый гражданин советской страны так или иначе вносил свою долю участи в приближении великой Победы.

Седьмая симфония Шостаковича: история создания, премьеры и значениеКомпозитор Дмитрий Шостакович за работой, 1943 год
Фото: РИА Новости/Михаил Озерский
Композитор Дмитрий Шостакович за работой, 1943 год
Фото: РИА Новости/Михаил Озерский

Предпосылки к созданию

Дмитрий Шостакович был несомненным патриотом своей страны и остро чувствовал приближение тревожных событий. К тому же перед этим отгремела Советско-Финская война, и в воздухе отчётливо витало напряжение. Поэтому большинство друзей и родственников композиторов свидетельствовали о том, что ещё до начала Великой Отечественной Шостакович начал делать наброски своего нового сочинения, которое развивалось в довольно мрачной музыкальной манере. И в этом плане вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз в июне 1941 года лишь расставило всё по своим места и заставило композитора более чётко осознать то, что он уже и так предчувствовал.

Начало Великой Отечественной войны и блокада Ленинграда

Как только началась война, Дмитрий Шостакович сам явился в военкомат с просьбой отправить его на фронт, но получил отказ: состояние его здоровья не позволило принять такого решения. Впрочем, композитора это не остановило, и он ещё дважды приходил с той же самой просьбой, и в итоге был определён в пожарную команду, после чего несколько месяцев дежурил на крышах родного города, скидывая оттуда на улицу «зажигалки» – то есть зажигательные бомбы, сбрасывавшиеся немецкой авиацией.

Седьмая симфония Шостаковича: история создания, премьеры и значениеШостакович в пожарной дружине, Ленинград, 1941 год
РИА «Новости»
Шостакович в пожарной дружине, Ленинград, 1941 год
РИА «Новости»

Однако вскоре советское руководство приняло решение о включении Шостаковича в список на эвакуацию, и он был отправлен в город Самару (тогда – Куйбышев), где и принялся уже всерьёз за написание своей новой симфонии.

Эвакуация Шостаковича и работа над симфонией в Куйбышеве

Эвакуация из родного Ленинграда произвела огромное впечатление на Шостаковича. Во-первых, он окончательно понял, что город оказался заперт в смертельную ловушку, и другие жители не смогут, подобно ему, безопасно его покинуть и перебраться в места, не затронутые войной. Весь ужас предстоящей блокады города композитор начал постигать уже тогда. Во-вторых, будучи творческой личностью, он особенно остро переживал из-за возможной потери тех бесконечных культурных ценностей, которыми всегда была наполнена Северная Столица. Вывезти их в эвакуацию целиком было просто невозможно. И, как мы знаем, опасался Шостакович не зря: Петергоф и Царское село были, практически, полностью разрушены. Причём – вполне намеренно, а не в силу военной необходимости.

Оказавшись же в эвакуации, он быстро обнаружил в Куйбышеве ещё несколько хорошо знакомых ему музыкантов, писателей, и быстро погрузился в творческую атмосферу, которая способствовала рождению Седьмой симфонии.

Процесс создания симфонии

Шостакович уже, по сути, приступил к созданию масштабного симфонического произведения, когда его застало начало Великой Отечественной. Сперва он планировал новую композицию как большую ораторию (хорошим примером может служить Девятая симфония Бетховена, которую ЕС незаслуженно сделал своим гимном). Но потом начал сочинять мрачную и медлительную пассакалью.

Возвращение к ранее начатой пассакалье

При этом у композитора уже был целый ряд наработок, которые вошли в итоге в Седьмую симфонию. Вот, что он сам говорил по этому поводу:

«Я не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну». Дмитрий Шостакович

Приближаясь постепенно к завершению своей новой работы, композитор решился рассказать об этом жителям блокадного Ленинграда, для которых тогда было крайне важно понимать и встречать повсюду подтверждения того, что они не забыты, не отрезаны, что большая страна думает о них, переживает, помнит и делает всё для скорейшего освобождения.

«Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту. Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что сейчас нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать».

Дмитрий Шостакович»

Завершение работы в декабре 1941 года

Коллеги, с которыми Шостакович делился результатами своей многомесячной работы, ближе к её завершению, в один голос высказывались в самых положительных тонах. Например, в истории осталось свидетельство Михаила Зощенко, который одним из первых услышал первые мотивы новой симфонии. Как он сам писал впоследствии:

«На вопрос, чему она будет посвящена, Шостакович ответил: «Пожалуй, точной темы нет. Но в общем тема военная, борьба, героизм советского народа…»

На Зощенко общение с композитором произвело большое впечатление и в своей статье «В эти дни» он отразил общие чувства от встречи с ним следующим образом: «За тонкими чертами лица — мужество, сила и большая непреклонная воля».

Михаил Зощенко

Премьеры симфонии

5 марта 1942 года в Куйбышеве под руководством дирижёра Самуила Самосуда состоялась великая премьера седьмой симфонии Шостаковича. Радиостанции транслировали событие как в Советском Союзе, так и за его пределами, а открыло трансляцию выступление самого Шостаковича.

После успешного дебюта в Куйбышеве, 29 марта состоялось второе исполнение симфонии под руководством Самосуда, на этот раз уже в столице, в Москве. Следом за этим оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского впервые исполнил произведение в Новосибирске, куда эвакуировалась филармония в то нелёгкое время.

Седьмая симфония стала не только символом выносливости и мужества в эпоху войны, но и великим музыкальным шедевром, вечно живущим в сердцах любителей классической музыки и произведений Шостаковича.

22 июня 1942 года Седьмая симфония впервые была исполнена за рубежом, в Лондоне Лондонским симфоническим оркестром под руководством Генри Вуда.

Американская премьера этой симфонии состоялась лишь через месяц, 19 июля, в Нью-Йорке. Именно там её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини.

Первое исполнение в Куйбышеве (5 марта 1942 года)

Первое исполнение стало своего рода ещё и генеральной репетицией всех трудностей, которые поджидали произведение дальше. Ведь всем было понятно, что в разгар войны и так-то будет нелегко найти целый симфонический оркестр, который сможет отрепетировать сложнейшее музыкальное произведение «с нуля». Не хватало исполнителей, не всех пощадила война, кого-то пришлось разыскивать. А поскольку симфония была написана для расширенного состава симфонического оркестра, то не всем хватило и инструментов тоже. Но главное – все понимали, что Ленинградскую симфонию в какой-то момент надо будет исполнять в осаждённом Городе на Неве, а там всех этих проблем будет ещё больше. Так оно, разумеется, и получилось.

Премьера в блокадном Ленинграде (9 августа 1942 года)

Проблемы начались сразу же, когда дирижёра Карла Элиасберга, который должен был управлять оркестром и проводить репетиции, обнаружили уже настолько ослабевшим и больным, что даже в стационар его пришлось везти на детских санках, чтобы хоть немного там подлечить. С музыкантами вышло то же самое: из 80 человек, которые были необходимы для исполнения, удалось найти лишь 15. Элиасбергу пришлось добиться права вызывать с фронта, из действующей армии недостающих ему артистов. Всем музыкантам назначили повышенный рацион питания, чтобы они смогли набраться сил и исполнить сложное симфоническое произведение.

Седьмая симфония Шостаковича: история создания, премьеры и значениеСоветский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, 11 ноября 1942 года
Фото: ТАСС/Владимир Гердо
Советский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, 11 ноября 1942 года
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Поэт Александр Межиров, лично слышавший Ленинградскую симфонию в 1942 году, написал об этом стихи:

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала…

Стенали яростно, навзрыд,

Одной, единой страсти ради

На полустанке — инвалид,

И Шостакович — в Ленинграде.

Международные исполнения в Великобритании и США

Шостаковича в какой-то момент втянули в спор о том, кто будет первым исполнять его произведение в США, и композитор тогда выбрал Тосканини. Этот выбор говорит о том, что Дмитрий Дмитриевич придавал большое значение пониманию эмоций, заложенных им в музыку, и способности дирижёра передать эти чувства слушателям. Ведь именно Тосканини был известен своим принципиальным отношением к фашизму, и даже вынужден был бежать из родной Италии из-за этого. И только он мог воспринять симфонию с особым пониманием эмоционального контекста жизни и творчества Шостаковича.

Значение и восприятие симфонии

Символ стойкости и мужества ленинградцев

Ленинградская симфония был важна сразу по ряду причин. Во-первых, она должна была поддержать горожан, которые переносили немыслимые тяготы блокады. Во-вторых, гениальное произведение Шостаковича привлекло внимание всего мира к тем бесчеловечным преступлениям, которые творили нацисты в Ленинграде и во всём Советском Союзе. В-третьих, симфония сильнейшим образом деморализовала самих гитлеровцев, которые думали, что город уже почти мёртв, и едва не сошли с ума, услышав, что там исполняется симфоническая музыка.

Международное признание и влияние на мировую культуру

Седьмая симфония завоевала мировое признание завоевала, оказав значительное влияние на мировое музыкальное сообщество и открыв новые горизонты для композиторов в разных странах. Не подлежит сомнению, что она стала ключевым фактором в эволюции музыкального языка XX века и послужила для переосмысления военной тематики во всей академической музыке. Место Ленинградской симфонии в мировом культурном наследии продолжает оставаться выдающимся и не теряющим актуальности на современном музыкальном пространстве.

Современное наследие

Исполнения симфонии в наши дни

По сложившейся традиции Седьмая симфония входит в число тех произведений, которые исполняются в памятные даты, связанные с Великой Отечественной войной. В первую очередь, обычно это касается дня полного снятия блокады Ленинграда, дня Победы, а также в ходе других культурных мероприятий, посвящённых увековечению памяти о великом подвиге нашего народа.

Памятные мероприятия и выставки

В основном, памятные доски и другие мемориалы установлены в Самаре и Петербурге, то есть – в двух городах, которые больше всего оказались связаны с созданием Седьмой симфонии. Кроме того в 2021 году на телевизионные экраны вышел сериал «Седьмая симфония», снятый режиссёром Александром Коттом, и посвящённый истории первого исполнению этого произведения в блокадном Ленинграде.