Сегодня власть в России устроена так, продолжение

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Сегодня власть в России устроена так, продолжение4 минуты3 прочтенияСегодняСегодня

Сегодня власть в России устроена так, продолжение

Во-первых, центральные (федеральные) органы власти существуют в режиме полицентризма.
Бывает еще моноцентризм, советская система партийного правления, например, была моноцентричной, несмотря на многообразие центральных органов власти.
Но сейчас на долгое время утвердился полицентризм.

Вероятно, это вызовет недоверие, но Президентство, Правительство, Государственная Дума, Верховный суд, Конституционный суд, Центральный банк и некоторые другие учреждения центральной власти принципиально независимы друг от друга.
Эту независимость не всегда трансформируется в самостоятельность, да.
Но подобное положение дел связано не с формальными преградами, а с абсолютным доминированием одной из партий в политической системе страны.

"Единая Россия" не может проводить политику, независимую от своего неформального лидера В.В. Путина, занимающего должность президента, это было бы совсем странно.
Идея беспартийного президентства неосуществима, должность президента всегда будет занимать член той или иной партии, даже если он будет лидером партии фактически, а не юридически.
А до тех пор, пока партия власти будет так неоспоримо возвышаться над другими политическими партиями, и к ней будет принадлежать президент страны, самодеятельность федеральных органов власти полноценно реализоваться не сможет.
Лидер партии будет становиться президентом страны снова и снова.
И с поста президента он будет оказывать определяющее воздействие на другие органы власти.
Попробовал бы кто-нибудь перечить Президентству в такой партийно-политической системе!
Возражать нельзя, можно только чуть-чуть активничать в своем учреждении.
И непременно с учетом/угадыванием общей линии президента.

Однако потенциал самодеятельности центральных властных учреждений высок, очень высок.
Полицентричность федеральной власти, оформившаяся в 1987-1999 годах, в дальнейшем будет укореняться больше и больше.
Всё будет, дайте срок.
В конечном итоге даже покажется, что слишком увлекаться независимостью ветвей и учреждений тоже не очень здорово!
Власти должны оставаться дееспособными, а не тащить каждая в свою сторону как лебедь, рак и щука.

Во-вторых, отношения между центром и региональными властями сейчас существуют в режиме централизма.
Бывает еще децентрализм, но сейчас на долгое время восторжествовал централизм.
И вот с этим, наверное, спорить не будет никто.
Отсутствие реального федерализма в Российской федерации многими признается как печальный и вредный факт.

Тут нужно опять вспомнить о формальных нормах и реальном режиме функционирования.
Федерализм в России никто не отменял.
Но режим существует централистский, это точно.
Центр взял на себя все основные политический вопросы, и делиться с региональными властями не намерен.

Такой режим, установившийся в 1996-2008 года, просуществует только один социальный цикл.
Затем его опять сменить децентрализм.
И тогда можно ожидать появление в стране федерализма, однако не авторитарного, как в СССР, а вполне демократического типа.

Наконец, в–третьих, субъектом власти является выборная элита.
То есть власть является выборной, а не наследственной.
А властно-политические полномочия имеет не только правитель, но все выборные должностные лица, которые и составляют выборную властно-политическую элиту.

О субъектности выборной элиты и выборного правителя я писал в предыдущей части.
Думаю, нет смысла повторяться.
Хочу напомнить только, что понятие "элита" в данном случае не несет ценностной нагрузки, это всего лишь общее название выборных лиц.
Можно было бы назвать эту группу иначе, но зачем плодить термины сверх необходимого?

Нужно также учитывать, что в состав выборной элиты не входят чиновники (они не избирались, а были назначены, за них отвечает то или иное выборное лицо).
Олигархи тоже не входят.
Ну, и, еще раз, термин "элита" не означает, что имеется в виду группа людей самовозвысившихся, зарвавшихся, проворовавшихся, оторвавшихся от народа и т.д.

Кратко властно-политическая конструкция, сложившаяся в 1987-2017 годах, может быть описана так:
1) полицентризм, полицентристское управление обществом/государством как цель системы;
2) централизм, сосредоточение основных властно-политических полномочий в центре, а не в регионах, как средство управления страной;
3) наделение властью выборной элиты, признание субъектности за всеми выборными должностными лицами.

Полицентризм утверждался в 1987-1999 годах.
Централизм в 1996-2008.
Власть выборной элиты в 2005-2017.
Вот вам и цикл реорганизации властно-политической системы 1987-2017 годов.

Теперь до 2059 никаких радикальных изменений в устройстве властно-политической подсистемы России не предвидится.
Небольшая коррекция возможна, но и только.
Вот приблизительно как это произошло с конституционными дополнениями 2020 года, которые ничего особенно не изменили.

Предыдущая конструкция власти, которая существовала в СССР, выглядела так:
1) моноцентризм (власть принадлежала Генеральному секретарю РКП(б) — ВКП(б) – КПСС и его Секретариату, настоящего разделения власти на исполнительную, законодательную, судебную ветви не существовало, хотя учреждения были);
2) децентрализм (республиканские, даже областные лидеры местных коммунистов имели обширные полномочия по решению политических вопросов);
3) единственным настоящим субъектом власти был выборный правитель (все тот же Генеральный секретарь ЦК).

Складывалась такая власть в результате событий и практических действий с 1915 по 1945 годы.
Происходило это тяжело, тому были реальные исторические причины.
Об этом я расскажу в следующей статье.

(Продолжение следует)

Подписывайтесь на Цикломир vg-saveliev, заходите, будет интересно!!!