Секретный план Китая: сломать зависимость от зарубежных технологий и стать технологически самодостаточным
Малоизвестный научно-технический консультативный комитет разрабатывает дорожную карту, чтобы сломать зависимость Китая от зарубежных технологий. Получится ли? Малоизвестная группа экспертов разрабатывает дорожную карту по снижению зависимости Китая от иностранных технологий и продвижению самодостаточности — гамбит с высокими ставками, который может изменить то, как Китай взаимодействует и конкурирует в важнейшем и быстро развивающемся мировом секторе.
Название консультативной группы, известной теперь как Национальный консультативный комитет по науке и технологиям (NSTAC), было обнародовано только через два года после ее создания в 2019 году. Недавно она представила секретный отчет, посвященный технологической самодостаточности, который, по словам высокопоставленных китайских чиновников, активно обсуждался на высшем уровне. О создании комитета впервые заявил президент Си Цзиньпин в феврале 2017 года, через две недели после инаугурации бывшего президента США Дональда Трампа, который запретил продукцию Huawei и ZTE в США и ограничил экспорт чипов в Китай в целях национальной безопасности.
По словам ученых и наблюдателей, знакомых с работой комитета, технологическая война и ее влияние на доступ Китая к важнейшим компонентам, включая передовые полупроводники, вероятно, стимулировали создание этой консультативной группы. Известно, что NSTAC предлагает Пекину мнения о том, как использовать ресурсы и экспертов в военных учреждениях, университетах и частных компаниях для преобразования их научных достижений в коммерческие продукты, заявили ученые и наблюдатели.
Китай ранее предпринимал радикальные меры для конкуренции с Западом, но не всегда успешно. Между 1958 и 1962 годами китайский лидер Мао Цзэдун начал «Большой скачок вперед», экономическую и социальную кампанию, преследующую две основные цели — превзойти Великобританию по производству стали за 15 лет и догнать США через 50 лет. Без какого-либо технологического руководства или ноу-хау многие сельские жители устанавливают свои собственные печи для производства стали, что приводило к огромным потерям энергии и металлических материалов и пренебрежению сельскохозяйственным производством, что привело к катастрофическому национальному голоду.
Хотя в Китае производство стали превысило Соединенное Королевство в 1978 году и США в 1995 году, он по-прежнему отставал от Запада во многих других передовых технологиях. В конечном итоге производители стали в Китае догнали США и Великобританию. В марте 1986 года Дэн одобрил предложение четырех китайских ученых разработать план развития науки и технологий под названием «Программа 863» , в котором была указана дата его создания. Первоначально программа была ориентирована на семь областей — биотехнологии, космос, информационные технологии, лазерные технологии, автоматизацию, энергетику и новые материалы. Она также стала позднее включать и новые области такие, как телекоммуникация в 1992 году и морские технологии в 1996 году. Программа сыграла важную роль в оказании помощи Китаю в получении передовых технологий от Запада и в развитии собственного внутреннего производства.
Но в последние годы эта тактика подверглась серьезной проверке. В июне 2016 года Министерство торговли США потребовало от Huawei Technologies раскрыть всю информацию, касающуюся экспорта или реэкспорта американских технологий на Кубу, Иран, Северную Корею, Судан и Сирию. Вскоре после этого, 6 февраля 2017 года, Си заявил на 32-м заседании Центральной комиссии по всестороннему углублению реформ, что Китай создаст Национальный консультативный комитет по науке и технологиям, чтобы давать рекомендации по развитию в стране основных технологий как для военного, так и для гражданского использования.
18 ноября 2021 года Си заявил на заседании политбюро ЦК КПК, что комитет был создан в 2019 году и давал советы по технологическим разработкам, планированию человеческих ресурсов, направлениям углеродной нейтральности и даже противоэпидемическим мерам. На своем заседании Политбюро обсудило консультативный отчет комитета до 2021 года, а также Стратегию национальной безопасности (2021-2025) и Положение о признании военных заслуг и чести. Президент Китая Си Цзиньпин сыграл ключевую роль в создании консультативной группы.
Хотя консультативный отчет не был обнародован, китайские ученые ранее говорили о ключевых задачах комитета, а также о широкой системе консультаций по вопросам науки и технологий в стране. «Консультационная система выполняет две задачи: во-первых, прогнозирование развития самых передовых технологий в мире», — сказал Ван Цзинго, исследователь из Института науки и развития Китайской академии наук (CAS) еще в феврале 2017 года, 0 «Во-вторых, он должен давать советы по развитию технологий, которые могут удовлетворить потребности Китая, от содействия экономическому и социальному развитию и улучшения условий жизни людей, а также укрепления национальной обороны». Ван сказал, что Китай успешно «отслеживает» мировые технологические тенденции по советам отечественных ученых. Тем не менее, он сказал, что необходимо создать систему консультирования по вопросам принятия решений, поскольку страна стремится «лидировать» в технологических тенденциях в будущем.
Он также сказал, что в консультативный комитет вошли два десятка ученых из промышленного и образовательного секторов и элиты из разных сообществ. «Вторая мировая война показала важность науки и технологий», — сказал Дай Тао, другой исследователь из Института науки и развития, CAS, в отчете в апреле 2017 года, — «Большинство развитых стран придают большое значение строительству их системы консультаций по принятию научных и технологических решений».
В июле 1945 года Ванневар Буш, директор Управления научных исследований и разработок (OSRT) в США, представил тогдашнему президенту США Франклину Рузвельту отчет под названием «Наука — бесконечные рубежи», в котором пересматривались отношения между правительством и наукой, отметил Дай. С тех пор США сделали огромные инвестиции в технологии, а также в 1957 году создали Президентский научно-консультативный комитет, добавил он. Дай сказал, что Научный консультативный комитет оказал глубокое влияние на политические решения США в последующие 60 лет, а система главных научных консультантов Великобритании также действовала более полувека.
«В настоящее время начался новый виток научно-технической революции и промышленной трансформации. Наука и технологии применяются в военной, экономической, социальной, культурной и политической областях с беспрецедентной скоростью и глубиной», — сказал Дай, — «Слабая мировая экономика, усиливающаяся международная конкуренция, сложные и изменчивые международные отношения, а также противостояние глобализации и антиглобализации выдвинули более высокие требования к консультациям по вопросам принятия решений в области науки и технологий», — добавил он.
Некоторые считают, что Китай стал геополитической жертвой собственного успеха. В декабре 2018 года финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу был арестован в Канаде по обвинению в нарушении американских санкций в отношении Ирана. В мае 2019 года Трамп издал распоряжение, запрещающее американским компаниям использовать информационные и коммуникационные технологии от тех, кто считается угрозой национальной безопасности, и объявил в этой связи чрезвычайное положение в стране. Министерство торговли США включило Huawei и 70 ее дочерних компаний в свой «список организаций», что ограничило доступ компании к американским чипам и технологиям. Все эти события, вероятно, ускорили создание комитета в 2019 году.
Чен Цян, профессор кафедры управленческих наук и инженерии Университета Тунцзи, и Чан Сюхуа, доцент Шанхайского международного колледжа интеллектуальной собственности, совместно написали статью о важности организации консультации по принятию решений в области науки и технологий. «Китаю следует координировать работу государственных ведомств, Китайской академии социальных наук, партийных школ, средних школ, армии, технологических компаний и социальных аналитических центров, чтобы сформировать новую систему аналитических центров с китайскими особенностями», — заявили авторы. По их словам, официальные технологические аналитические центры имеют большие запасы ресурсов, но не имеют инициатив, в то время как неформальные аналитические центры полны идей, но могут легко контролироваться внешними силами. Они сказали, что китайские университеты имеют академические преимущества, но не имеют практического опыта работы. Авторы добавили, что этим трем группам следует расширить свое сотрудничество, а бюрократизм, блокирующий разработки, должен быть устранен.
В то же время Китай, вероятно, столкнется с более серьезными проблемами при получении иностранных технологий на фоне растущего согласия США и ЕС по ограничению доступа. 29 сентября этого года официальные лица США и Европейского союза провели свое первое заседание Совета по торговле и технологиям США и ЕС в Питтсбурге. Было создано 10 рабочих групп по различным темам, включая неправомерное использование технологий, угрожающих безопасности и правам человека, экспортный контроль и проверку инвестиций, направленных на защиту предприятий ЕС-США, потребителей и работников от недобросовестной торговой практики.
ДЖЕФ PAO