Сергей Удальцов: Природные территории Москвы — под угрозой
Сергей Удальцов: Природные территории Москвы — под угрозой
В Мосгордуме прошел большой круглый стол: «Актуальные проблемы строительства и благоустройства на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Москвы». (Фото: Левый Фронт)
Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности многомиллионной Москвы, сохранения её природного наследия (лесов, лугов и других природных комплексов), прежде всего — на московских особо охраняемых природных территориях (ООПТ), его защита от незаконного изъятия земель под застройку и дорогостоящего, но вредного для природы и окружающей среды урбанистического «благоустройства», остаются одними из самых острых проблем нынешнего развития столицы и ее экологической безопасности. Именно об этом шла речь на большом «круглом столе», который в середине октября прошел в Мосгордуме по инициативе депутатов-коммунистов. Выступили защитники Лосиного острова, Битцевского леса, Яузы, Алешкинского леса, Троицкого леса, парка «Косинский» и других заповедных мест.
Надо отметить, что сегодня масштабное коммерческое строительство высотных жилых домов и комплексов, а также автомагистралей, которое сопровождается изъятием значительных площадей ООПТ и других природных территорий, на которых уничтожается всё живое, негативно сказывается на состоянии окружающей среды столицы. Баланс площадей территорий, занятых в Москве лесами и другими природными комплексами, зелёными насаждениями, и территорий, занятых застройкой, улично-дорожной сетью, иными транспортными и инженерными коммуникациями, постоянно изменяется с увеличением доли последних.
Благоустройство ООПТ и других природных территорий Москвы, которое после 2018 года приобрело небывалый в истории нашего города размах как по площади, так и по стоимости проводимых работ, носит сугубо урбанистический характер. Такое благоустройство неизбежно причиняет вред лесным и другим природным сообществам, снижает экологическую эффективность этих территорий зелёного фонда Москвы, существенно дополняя вред окружающей среде, наносимый различными источниками её загрязнения — как выбросами автотранспорта и производств, так и мелкодисперсной пылью.
Под каток московского безудержного благоустройства может попасть даже расположенная в границах Москвы часть первого в России, уникального в мировом масштабе национального парка «Лосиный остров». Отметим, что в 2023 году здесь через лес была построена 4-полосная автомобильная дорога, а принятый 10 июля 2023 года Федеральный закон № 310-ФЗ, предусматривающий возможность передачи этой части национального парка уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы, позволяет размещение на его землях объектов капитального строительства, в том числе «автомобильных дорог общего пользования или их участков, мостов, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, объектов инженерной инфраструктуры, линий связи». Сложившаяся в Москве ситуация, нарушающая конституционное право миллионов её жителей на благоприятную окружающую среду, требует самой тщательной и высокопрофессиональной оценки, а также принятия неотложных мер.
Все собравшиеся на «круглый стол» были солидарны в том, что в целях обеспечения конституционного права жителей на благоприятную окружающую среду, сохранения и восстановления объектов природного наследия (лесов и других природных комплексов) необходимо в качестве первоочередных мер:
1. Восстановить в Москве единую систему управления ООПТ и другими природными территориями, для чего:
— отменить постановление Правительства Москвы от 27.09.2023 № 1786-ПП «Об оптимизации полномочий отдельных органов исполнительной власти города Москвы» в части передачи от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы полномочий по использованию и содержанию ООПТ и других природных территорий — Департаменту культуры города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, префектурам административных округов города Москвы, а также передачи Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы «Московское городское управление природными территориями» (далее — ГПБУ «Мосприрода») в ведомственное подчинение Департамента культуры города Москвы;
— вернуть полномочия по управлению, охране, содержанию и использованию ООПТ и других природных территорий Москвы ГПБУ «Мосприрода»;
— учитывая, что ООПТ и другие природные территории Москвы, а также озеленённые территории общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары) являются территориями зелёного фонда города Москвы, за которыми ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет в качестве приоритетных экологические функции, реорганизовать ГПБУ «Мосприрода» в самостоятельный Департамент, наделив его полномочиями по управлению, охране, содержанию и использованию указанных территорий зелёного фонда, передав в его подчинение ГКУ «Мосгорпарк», находящийся в ведении Департамента культуры.
— создать при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы новый коллегиальный орган — Экспертный совет по охране окружающей среды из специалистов, профессионально занимающихся вопросами охраны окружающей среды и сохранения природы Москвы, соответствующих штатных сотрудников Департамента, а также общественных инспекторов и активистов природоохранного движения Москвы.
2. Прекратить проводимые работы по благоустройству (комплексному благоустройству, обустройству, приведению в нормативное состояние) ООПТ и других природных территорий Москвы. Провести оценку вреда, причинённого природным комплексам и биоразнообразию работами по их благоустройству, и подготовить предложению по восстановлению нарушенных природных сообществ. Установить мораторий на осуществление хозяйственной деятельности в рамках содержания территорий (благоустройство, комплексное благоустройство, обустройство, уход за лесными и другими природными сообществами, реабилитация водных объектов и др.) на ООПТ и других природных территориях — за исключением аварийных работ, удаления аварийных деревьев вдоль прогулочных дорог и вокруг площадок отдыха и спортивных площадок, удаления инвазивных растений (клён ясенелистный, борщевик Сосновского и др.). Запретить использование лугов и других открытых биотопов на ООПТ и иных природных территориях для посадки деревьев и кустарников в рамках компенсационных мероприятий, программы «Миллион деревьев», проекта «Наше дерево» и т. п.
3. Внести в нормативные правовые акты города Москвы, в том числе — в Закон города Москвы «О бюджете города Москвы» изменения, исключающие осуществление Департаментом капитального ремонта города Москвы, подведомственными ему учреждениями и иными структурами Правительства Москвы, кроме ГПБУ «Мосприрода», функций заказчика на разработку и реализацию проектов по благоустройству, комплексному благоустройству, обустройству, приведению в нормативное состояние ООПТ и других природных территорий, в том числе — в рамках мероприятия «Организация досуга и отдыха населения на особо охраняемых природных территориях в городе Москвы» подпрограммы «Охрана окружающей среды и улучшение экологической ситуации в городе Москве в целях укрепления здоровья населения» Государственной программы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)», а также в рамках программы «Городская среда».
4. Отменить принятые в 2020—2021 гг. и позже постановления Правительства Москвы об утверждении Положений о конкретных особо охраняемых природных территориях, в составе которых без предпроектных и проектных разработок, включающих инвентаризацию биоразнообразия и выделение местообитаний занесённых в Красную книгу города Москвы животных, растений и других организмов выполнено функциональное зонирование и установлены режимы их особой охраны и виды разрешённого использования, которые содержат нарушения федеральных законов в области охраны окружающей среды и не противоречащих им законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, разработаны на крайне низком профессиональном уровне и дискредитируют Правительство Москвы и Москву как столицу Российской Федерации.
5. Коренным образом изменить концепцию использования и развития существующих и проектных ООПТ Москвы: вместо организации «досуга и отдыха населения» путём их урбанистического благоустройства с объектами досуга и развлечений установить приоритет оздоровительного прогулочного отдыха в природном окружении.
6. Внести в Закон города Москвы от 30.04.2014 № 18 «О благоустройстве в городе Москве», направленный на «облагораживание» территорий, в постановление Правительства Москвы от 15.12.2017 № 1013-ПП «О Порядке разработки, согласования и утверждения проектов благоустройства территории», а также в постановление Правительства Москвы от 6.08.2002 № 623-ПП, утвердившее Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02−02, и постановление Правительства Москвы от 26.08.2015 № 529-ПП «О порядке комплексного обустройства природных и озелененных территорий города Москвы» изменения, в соответствии с которыми действие указанных нормативных правовых актов города Москвы на ООПТ и другие природные территории, в том числе — особо охраняемые зелёные территории (Новая Москва), не распространяется.
7. Разработать и утвердить Правительством Москвы специальный нормативный правовой акт о благоустройстве на ООПТ и других природных территориях Москвы, учитывая, что целью благоустройства на них является упорядочение рекреационного использования, снижение рекреационных нагрузок на природные сообщества и объекты, а также создание благоприятных условий для отдыха, основным видом которого на природных территориях Москвы является оздоровительный прогулочный отдых в природном окружении.
8. Не выносить на обсуждение жителей Москвы на сайте «Активный гражданин» концепции, проектные предложения, проекты по использованию и развитию ООПТ и других природных территорий Москвы, а проводить очные публичные слушания по данным вопросам. Указанные проекты не должны выноситься на слушания без положительных заключений специалистов о соответствии этих материалов требованиям и положениям федеральных законов в области охраны окружающей среды и не противоречащих им законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, а также без оценки воздействия планируемой деятельности на природные комплексы и биоразнообразие указанных территорий.
9. При разработке проектов реновации жилого фонда, расположенного в зонах пешеходной доступности ООПТ и других природных территорий или непосредственно вдоль их границ, предусмотреть выделение вдоль границ каждой из указанных территорий 100−150-метровой полосы, не подлежащих жилой и иной застройке, в пределах которой допускается размещение объектов рекреационной инфраструктуры при обязательном озеленении не менее 65−70% (МГСН 1.01−99, табл. 7.1). Внести соответствующие изменения в уже разработанные проекты реновации жилого фонда, расположенного в зонах пешеходной доступности ООПТ и других природных территорий или непосредственно вдоль их границ.
10. Обратиться в компетентные органы с заявлением о проверке соответствия законодательству размещения и строительства высотных жилых домов непосредственно у границ особо охраняемых природных территорий по адресам: национальный парк «Лосиный Остров» — жилой комплекс «Лесная сказка» по проектируемому проезду № 5061, вл. 15; жилой комплекс по адресу Открытое шоссе, вл. 30; Погонный проезд, вл. 7Б; природно-исторический парк «Битцевский лес» — жилой комплекс «Парксайд» по ул. Красного Маяка, вл. 26; жилой комплекс «Лес» по Новоясеневскому проспекту, вл. 38; памятник природы «Усадьба „Покровское-Стрешнево“, Пехотная улица, Авиационная улица» (с 13 октября 2020 года — природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево») — жилой комплекс по Большому Волоколамскому проезду, вл. 23.
11. Учитывая особое значение лесов Новой Москвы, расположенных по преобладающей юго-западной розе ветров, для экологической безопасности и оздоровления окружающей среды Москвы, особенно — в её старых границах, предложить Президенту Российской Федерации поручить Мосгордуме и Правительству Москвы обеспечить на законодательной основе исполнение статьи 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на отнесённых к зелёному фонду города Москвы территориях, на которых находятся «леса, которые ранее располагались на землях лесного фонда на территориях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ» в 2012 году.
12. Переработать Постановление Правительства Москвы № 283-ПП от 19.05.2015, указав в нем обязанность получения ордера ОАТИ на проведение работ по благоустройству за счет городского бюджета, так как действующий сегодня уведомительный порядок при проведении благоустройства приводит к многочисленным нарушениям и конфликтам с жителями.
13. Провести общественную проверку исполнения Закона города Москвы от 06.07.2005 № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве».
14. Подготовить и издать в 2024 году для защитников природного наследия Москвы словарь «Термины и определения в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий» и Пособие по использованию законов и иных правовых актов в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий в городе Москве.
В целом, московские активисты-экологи и оппозиционные депутаты договорились о том, чтобы сформировать постоянно действующий Экологический Совет Москвы, чтобы совместными усилиями защитить столичные природные территории от хищных поползновений строительного бизнеса и коррумпированных чиновников. От этого будет зависеть благополучное будущее нашего любимого города.
Сергей Удальцов