Сериалы для платформ открывают окно возможностей для частных инвестиций

Киноиндустрия серьезно пострадала от текущего кризиса, однако это создает возможности для частных инвесторов с небольшими вложениями. О том, на что следует обратить внимание начинающим инвесторам в кино, ФБА «Экономика сегодня» рассказала сценарист, продюсер, автор более 20 фильмов и сериалов Юлия Лемарк.


                    Сериалы для платформ открывают окно возможностей для частных инвестиций
                Юлия Лемарк / Фото из личного архива

Еще недавно частный инвестор даже не задумывался об инвестициях в российское кино. Большие вложения, непредсказуемый результат, неясная сфера взаимодействия со странными киношниками, людьми не от мира сего. Но сейчас ситуация меняется. Благодаря появлению платформ и увеличению возможностей создать недорогой (по меркам кино) контент даже инвестор, готовый вложить миллион, может стать сопродюсером кассового проекта.

Кто платит за кино?

Для начала посмотрим, какой же контент в принципе существует и требует финансирования. Во-первых, это полнометражные ленты для кинотеатров. Во-вторых, телесериалы, которые снимаются специально под определенный телеканал. В-третьих, сериалы, которые создаются под платформы (Okko, «Кинопоиск», Start, ivi и другие). Существуют также веб-сериалы для YouTube и большой пласт документального кино, которое распространяется по тем же каналам. Итак, кто же финансирует эти проекты и кто получает с них прибыль?

Российское кино спонсируется и создается в основном за счет государственных средств. Есть несколько организаций, которые выделяют деньги на кино, устраивая конкурсные отборы фильмов. Это Фонд кино, министерство культуры и с недавнего времени ИРИ – Институт развития интернета, получивший от государства рекордную сумму в 10 млрд рублей в прошлом году на интернет-проекты – это веб-сериалы, сериалы для платформ, анимация и другой контент. В этом году ИРИ профинансировал более 150 национальных проектов, среди которых появились и полнометражные фильмы для кинотеатров. Часть грантов можно получить от различных фондов, но в основном эти гранты получают документальные фильмы.

Еще несколько лет назад частному инвестору было совсем невыгодно вкладывать в наше кино. Создание сериала для телевидения оплачивал сам телеканал. Платформы на тот момент только стартовали, и их монетизация была понятна далеко не каждому, а полные метры слишком сильно в прибыли зависят от того, сколько прокатчиков купит то или иное кино, сколько зрителей его посмотрит, да и в принципе – дойдет ли кинофильм до кинотеатров, когда вся «сетка» занята американскими фильмами. Сейчас эта ситуация меняется. Но по-прежнему игра в большое кино для частного инвестора – большой риск.


                    Сериалы для платформ открывают окно возможностей для частных инвестиций
                Фото: pixabay.comКак устроена «экономика» кинопроизводства?

Для того чтобы понять, стоит ли в принципе задумываться об инвестициях в кино, нужно разобраться, как работает система кинопроизводства. Мы видим российское кино на телеканалах, платформах и в кинотеатрах (реже в интернете – допустим, на YouTube). Но снимают его, естественно, не каналы и не кинотеатры, а кинокомпании, которые на сленге называются «продакшены». Они получают деньги либо от государства, либо от телеканалов/платформ и производят контент. Кинокомпании приходят средства от заказчика (даже если это государство), и далее она снимает кино, распределяя деньги между «цехами»: платит реквизиторам, операторам, актерам, сценаристам – любому специалисту на этапе производства.

То есть кинокомпания – середина «пищевой цепочки» и зарабатывает на этапе производства и на этапе продажи/перепродажи контента. Причем зарабатывает именно продюсер, поскольку в практике нашего кинематографа распространена практика отчуждения авторских прав от всех участников проекта, кроме продюсера. Авторами проекта, которые могли бы получать авторские отчисления от его повторной перепродажи (а это любой повторный показ фильма), должны быть сценарист, композитор, режиссер и продюсер. Но де-факто это не так. Все авторы проекта отчуждают свои права продюсеру (случаи, когда не отчуждают, бывают, но очень редко). Поэтому если вы сняли фильм и продали его на телеканал, а его показывают каждый Новый год, то и оплату продюсер будет получать каждый Новый год. Система работает именно так.

Частный инвестор может влиться в проект только вместе с кинокомпанией (не с платформой и не с телеканалом). Сделать это не так сложно, а прибыль получить можно уже через год и потом получать ее каждый последующий год при повторных показах или перепродаже на другие платформы. И инвестировать можно даже небольшие вложения.


                    Сериалы для платформ открывают окно возможностей для частных инвестиций
                Фото: pixabay.comЕсли у меня есть миллион – могу ли я быть инвестором в кино?

Да, можете. Сейчас наступило уникальное время, можно сказать, «окно возможностей» для инвесторов, которые готовы вкладывать в кино от 1 до 10 млн рублей. Это – съемки пилотов (первых серий) для платформ.

Как это происходит? Креативная команда разрабатывает некий сериал (комедия, ужасы, драма – что угодно) и представляет его платформам. Если проект нравится (а команда представляет полное описание проекта, дрим-каст, первую серию в диалогах), то платформа может поступить несколькими способами. Первый: вложить деньги в производство при условии, что проект представляет команда, способная не только написать, но и снять проект самостоятельно. Второй: выкупить сценарную разработку и передать проект под съемки известной производящей компании («Арт-пикчерс», «Амедиа», «Базелевс» и др.). Третий: сказать – привлеките инвестиции на съемки пилота, а дальше мы купим ваш проект. При этом «раскладе» креативная команда начинает привлекать инвестиции и снимать проект самостоятельно.

Съемки пилота сериала могут стоить от 4 до 12 млн рублей (обычно не больше). При этом инвесторам пилота компания дает 10% от продюсерской прибыли всего сериала, дальнейшие съемки которого оплатит уже платформа. И человек может окупить свои вложения уже через год и заработать минимум 20%, а часто и больше. То есть, допустим, вы вложили в проект 1 млн (есть еще инвесторы), платформа выкупила проект из расчета 8–12 млн за серию. Если в сериале восемь серий – он стоит ориентировочно 80 млн. На производство может уйти 65–70 млн, остальную прибыль продюсеры впоследствии поделят между собой из расчета вложенных средств.

Есть ли риски у таких вложений? Да, но их можно избежать. Если у вас звездный состав актеров (либо одна звезда, но высшего эшелона), хороший режиссер, сценарист с фильмографией, хорошие качественные съемки – платформа с 99% гарантией выкупит у вас этот проект, притом что на начальном этапе ее представители его изучили, что называется, на бумаге и подтвердили (часто гарантийным письмом), что они проект берут.

В данный момент я делаю три проекта с частным инвестированием, в которое приходят бизнесмены, готовые вложить миллион. Три таких пилота в запуске и один проект уже продан платформе, в каждом проекте снимаются минимум двое звездных актеров с известными именами, любимцы публики, что гарантирует успешность завершения таких проектов и получение прибыли.


                    Сериалы для платформ открывают окно возможностей для частных инвестиций
                Фото: pixabay.comЧто важно понимать инвестору в кино?

Первое и самое важное – люди, с которыми вы договариваетесь и работаете. Молодая команда, за плечами которой нет никаких значимых проектов, вам не подойдет. С другой стороны, опытная команда, которая постоянно снимает рейтинговые проекты, скорее всего, не заинтересуется небольшими (по меркам кино) вложениями. Здесь нужна золотая середина – опытный режиссер или сценарист, продюсер, за плечами которого минимум пять проектов, работающий продакшен. До того как вы решите вложиться в проект, изучите людей, с которыми вы будете сотрудничать.

Второе – подтвержденные гарантии от платформы на то, что они выкупят проект после съемок пилота. Снимать, что называется, гениальное кино «в стол» никому не выгодно. Платформа должна утвердить проект на этапе сценария.

Третье – посмотрите, как именно продакшен оформляет ваше вложение: вкладываясь, вы становитесь сопродюсером (не спонсором и не инвестором), у вас должны быть продюсерский договор и авторские права (часть продюсерских прав) на проект.

Сложность для инвестора заключается и в закрытости кинорынка. Если у вас нет знакомых из области кино, вы просто не узнаете, какие проекты находятся в запуске. Можно посетить питчинги – специальные мероприятия, где кинематографисты представляют свои проекты. Но тут будьте осторожны – обращайте внимание не на сценарные питчинги, поскольку вам нужно сотрудничать не со сценаристами, а на питчинги производящих компаний. Могу от себя рекомендовать питчинг TeamWriting (ближайший пройдет в октябре), который объединяет сценарные проекты сразу с производящими компаниями. Но в любом случае вложения в кино – инструмент новый для инвестора, и пока в него не войдешь «с улицы».


                    Сериалы для платформ открывают окно возможностей для частных инвестиций
                Юлия Лемарк / Фото из личного архиваМогу ли я экранизировать свою идею и превратить ее в сериал?

Можете, но по моему опыту и опыту коллег – это часто путь, что называется, «в никуда». Кинематографисты четко знают реалии рынка, то, какие проекты могут быть востребованы зрителем и, как следствие, платформами, и идея, которая кажется интересной вам, может не быть интересна широкому кругу зрителей (если ее не подвергать существенной переработке). Но есть случаи, когда бизнесмены действительно приносят кинематографистам интересные истории (обычно из собственной жизни) и получается достойный проект. Главное – быть готовым к тому, что ваша идея будет переработана, и довериться экспертизе кинопрофессионалов, и опять таки – показать проект до съемок платформе, чтобы понять, готова ли она покупать кино по этой истории.

И помните: сериал для платформ – гарантированная прибыль инвестора, чего нельзя сказать о полнометражных фильмах, прибыль которых зависит от множества факторов. Поэтому если хотите попробовать работать с кино, начинайте с сериалов.


                    Сериалы для платформ открывают окно возможностей для частных инвестиций

Александра Ланина