Сертификация «Северного потока 2» немецким регулятором возможна в конце этого года
Россия, подав заявление на сертификацию может иметь две цели – во-первых, это принятие положений газовой директивы, которое они официально критикуют и борются против нее в трибуналах, а вторая — готовность расследовать действия Берлина, немецкого регулятора BNetZ и Европейской комиссии о том, как они реагируют на такие действия
Что будет дальше с «Северным потоком-2»?
Стоит помнить, что Россия и европейские промоутеры «Северного потока — 2» в настоящее время сталкиваются с двумя проблемами. Первый — это завершение монтажа трубопровода и его технический запуск (это существенно задерживается и затрудняется санкциями США). В последние месяцы на этом сосредоточено внимание СМИ и комментаторов, но давайте вспомним о втором вызове — нормативном, который повлияет на то, как газопровод будет работать после ввода в эксплуатацию.
После принятия изменений в газовой директиве ЕС в 2019 году еверный поток 2 должен будет работать по прозрачным правилам, аналогичным газопроводам в ЕС. Газопроводом должен будет управлять независимый оператор, который будет гарантировать, среди прочего, прозрачные тарифы и недискриминационный доступ к газопроводу для различных поставщиков.
Для «Газпрома», обладающего монополией на экспорт газа в России, фактическое применение этих правил может иметь серьезные последствия. Его конкуренты (такие как Роснефть во главе с Игорем Сечиным) захотят воспользоваться этим, чтобы иметь возможность использовать Северный поток 2 для экспорта своего газа — в прошлом были сигналы о том, что Роснефть заинтересована в использовании инфраструктуры Газпрома. .
Поэтому «Газпром» и его европейские союзники очень старались не допустить принятия упомянутых выше поправок к газовой директиве. Особую роль здесь сыграла Германия. Еще в 2015 году заместитель канцлера, министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль во время своего визита в Кремль заверил Путина, что Берлин заблокирует такие инициативы, как вышеупомянутые изменения в газовой директиве. Действительно, немецкая дипломатия сделала все возможное, чтобы заблокировать поправку к директиве — к счастью, это не удалось.
Компания Nord Stream 2 AG (NS2AG), отвечающая за строительство газопровода, также предприняла шаги в этом направлении. Она подала в немецкий регулирующий орган BNetzA заявку на отступление от требований Северного потока 2, то есть освобождение от обязанности применять некоторые требования директивы. Это было бы неудивительно, если бы не то, что его можно подать для газопроводов, завершенных до 23 мая 2019 года, а, как мы знаем, «Северный поток — 2» до сих пор не достроен. BNetzA отклонило заявку — будучи аполитичным регулятором и действуя в рамках закона, оно не могло действовать иначе; в любом случае, удовлетворение запроса NS2AG, безусловно, будет подорвано Судом Европейского Союза (CJEU). NS2AG обжаловал решение регулятора в суде Германии (на который он имел право), но вряд ли что-нибудь предпримет. NS2AG также обжаловал поправку к самой директиве по газу для арбитража и добивается отмены поправок к директиве в CJEU. Однако эти усилия почти наверняка ни к чему не приведут
Несмотря на все эти усилия и еще до объявления судебных решений, NS2AG объявила, что 11 июля она подала в BNetzA заявку на учреждение NS2AG в качестве оператора строящегося газопровода Северный поток 2. Хотя компания принадлежит «Газпрому» (который должен поставлять газ по газопроводу), это не противоречит законодательству ЕС: в нем предусмотрено назначение так называемого Независимый оператор системы передачи (ITO), который может принадлежать экспортеру газа. Однако он должен соответствовать ряду конкретных требований, которые гарантируют его независимость от собственника-экспортера (поэтому NS2AG должна, например, гарантировать доступ к «Северному потоку-2» не только «Газпрому», но и другим российским компаниям). Выполнение вышеуказанного требования будут рассмотрены BNetzA в так называемом "сертификация оператора". Первоначальное решение может занять до 4 месяцев, а затем (после заключения Европейской комиссии) окончательное — до 2 месяцев.
Это означает, что если NS2AG действительно соответствует всем требованиям, регулятор и Европейская комиссия не будут возражать (и этот случай, безусловно, будет тщательно расследован и отслеживаться во многих столицах), тогда NS2AG может стать оператором Nord Stream 2 в конце этого года. Руссия, безусловно, понимают, что попытки оспорить директиву законными средствами потерпят неудачу, поэтому начать процедуру сертификации-это сосредоточиться на том, что будет дальше.
Однако не исключено, что Россия будет «прощупывать» действия немецкого регулятора, Еврокомиссии и других стран ЕС. Даже успешная сертификация NS2AG на самом деле является началом согласования Северного потока 2 с правилами ЕС. На практике мы будем иметь дело с конфликтом двух правовых систем: ЕС, который гарантирует недискриминационный доступ к «Северному потоку — 2», и российского, гарантирующего монополию на экспорт Газпрома по газопроводам.