Северный морской путь не заменит Суэцкий канал
На фоне блокады судоходства через Суэцкий канал контейнеровозом Ever Given вскоре из России появилось предложение о неизбежной замене морского маршрута через Суэцкий канал альтернативным маршрутом через Северный морской путь. Однако это идея будущего, и это не обязательно означает, что Россия действительно начнет зарабатывать деньги, доставляя товары из Азии в Европу. Почему?
Что такое Северный морской путь?
Морской путь пролегает от Чукотки (порт Провидения) до Мурманска. Маршрут проходит через Берингово море, Чукотское море, Восточно-Сибирское море, море Лаптевых, Карское море и Баренцево море. По пути проходит несколько проливов, в т.ч. Берингов, Санников и Карские Ворота. СМП — это сезонный маршрут, что означает, что по нему могут осуществляться регулярные перевозки грузов в течение 8-10 месяцев в году. В последние годы это время увеличилось из-за прогрессирующего глобального потепления (динамика которого гораздо более заметна на Северном полюсе, чем в других частях земного шара).
Россия прогнозируют, что к 2024 году перевозки грузов по этому морскому маршруту составят 70 миллионов тонн в год, в 2030 году — 90 миллионов тонн в год, а в 2035 году — 130 миллионов тонн в год. В 2020 году по этому маршруту было перевезено 32 миллиона тонн грузов. Предполагается, что помимо перевозок под российским флагом, использование маршрута в рамках транзитных круизов также возрастет. В 2024 году это будет один миллион тонн грузов, в 2030 году — два миллиона тонн, а в 2035 году — 10 миллионов тонн.
Пока что стоимость перевезенного таким образом груза не впечатляет. В 2020 году иностранные судовладельцы перевезли чуть более 700000 тонн груза за 62 рейса. Это был значительный рост по сравнению с 2019 годом, когда по СМП прошло более 37судов с 500 000 тонн груза.
Чтобы проиллюстрировать масштаб и сравнение, в 2018 году через Суэцкий канал прошло не менее 19 тысяч судов, перевезших 1 миллиард 31 миллион тонн грузов.
Почему Северный морской путь не заменит Суэцкий канал?
Вопреки ожиданиям России, Северный морской путь не будет жизнеспособной альтернативой Суэцкому каналу. Действительно, выбор этого маршрута оправдан географическим фактором, особенно расстоянием. Судоходный маршрут между Токио и Роттердамом при пересечении Суэцкого канала составляет около 18 200 км. При использовании Северного морского пути это расстояние сокращается до 11250 км. Действительно, на маршруте СМП невозможно (априори) и нет риска пиратства. Эта территория практически необитаема и, кроме того, является государственной границей России, которая в последнее десятилетие интенсивно контролирует Арктику. Таким образом, отсутствует риск вооруженного захвата пиратами.
Однако на этом плюсы Северо-Восточного перехода заканчиваются. Основная проблема СМП — это сезонность. Как упоминалось ранее, теоретический сезон судоходства длится в среднем 8 месяцев в году, но на практике такие маршруты часто могут проводиться только с мая по конец октября. Несмотря на то, что сейчас летний период, на маршруте часто бывает ледяной покров. На некоторых участках, например в районе Карских ворот, ледоколы должны дежурить, циклически ломая лед в этом узком проходе.
В осенне-весенний период рейсы обязательно должны сопровождаться ледоколами Росатомфлот. Это, конечно, требует от судовладельцев оплаты услуги, что увеличивает стоимость самой доставки.
Сами корабли, курсирующие по этому маршруту, помимо использования ледоколов, должны иметь так называемые «Ледовый класс». Это особый класс морских судов, способных совершать рейсы в ледовых условиях. Это означает, что необходимо чтобы суда имели прочный корпус, чтобы во время плавания они не повредились в результате ударов льдин, плавающих на поверхности воды. Суда, используемые для перевозки СПГ, или танкеры, заходящие на морские нефтеналивные терминалы (включая Варандей), расположенные в Арктике, построены с использованием соответствующих технологий, позволяющих им работать за Полярным кругом. Большинство контейнеровозов, плавающих в «теплых» водах Тихого или Индийского океана, не обязательно должны иметь ледовый класс. Флот таких контейнеровозов или балкеров невелик, и обычно они принадлежат компаниям, работающим в северном полушарии.
Ледовые условия также означают, что, несмотря на более короткий маршрут, время доставки не пропорционально короче, чем по сравнению с более длинным маршрутом, ведущим через Суэцкий канал. Средняя скорость морских судов, следующих по этому маршруту, составляет 14-17 узлов. В случае с СМП это 6-8 узлов. Это связано как с необходимостью преодоления льда, так и с маневрированием и прохождением многочисленных опасных судоходных зон.
Проблемой СМП является также допустимая осадка судов на этом маршруте. В некоторых местах навигационная глубина не позволяет проходить крупным контейнеровозам. Если, например, Карские ворота допускают проход судов с осадкой 21 метр, то через пролив Санникова или пролив Дмитрия Лаптева можно пройти судам с осадкой не более 15 метров. Оба перехода круглый год покрыты льдом.
Такие условия приводят к тому, что через СМП могут проходить контейнерные суда грузоподъемностью до 5 тыс. TEU (эквивалент 5 тыс., 20 фут. стандартных контейнеров, которые определяют грузоподъемность контейнерных судов). Для сравнения, самые популярные контейнеровозы класса Panamax имеют грузоподъемность от 5 до 12 тыс. TEU. Крупнейшие контейнерные суда, подобные главному фигуранту инцидента в Суэцком канале-Ever Given, имеют грузоподъемность 18-22 тыс. TEU.
В философии морских перевозок важнее всего не время прибытия в пункт назначения, а, прежде всего, возможность взять на борт как можно больше товаров. Чем больше контейнеровоз может взять на борт, тем ниже фрахтовые расходы. В случае прохода по СМП фактор этого экономического подхода сильно теряет свою актуальность.
Это также связано, среди прочего, со стоимостью страховки рейса. Из-за ледяного покрова, суровых погодных условий, отсутствия соответствующей инфраструктуры и потенциальных опасностей морских происшествий страхование судоходства по СМП на несколько десятков процентов дороже, чем аналогичное путешествие по «стандартному» маршруту.
Еще одна проблема с СМП — отсутствие инфраструктуры и промежуточных портов на маршруте. На морском транспорте редко бывают промежуточные остановки на рейсе от начального порта до порта назначения. Обычно транспортные суда останавливаются в пути, чтобы разгрузить или погрузить товар. Этот тип контейнеровозов называется «фидерные контейнеровозы». В случае с СМП на его маршруте нет значительных контейнерных портов. Это означает, что из-за ограничений на морские перевозки контейнеровозы так называемого Triple E (крупнейшие контейнеровозы в мире) с осадкой более 16 м, которые являются наиболее экономичными при прямых рейсах в узловые порты, а меньшие контейнеровозы не имеют портов на своем пути, где они могли бы разгрузиться или погрузиться.
Температура там большую часть года также является проблемой для арктических грузовых перевозок. В то время как для перевозки СПГ (еще более предпочтительно, из-за агрегатного состояния), угля или нефти температура ниже -25-30 градусов С не является проблемой (а зимой и ниже -50 С), то для других типов таких товаров, как электроника, продукты питания, «живые» товары, минусовые температуры могут стать жизненно важной проблемой.
Резюме
Перечисленные факторы, связанные с низким уровнем развития коммуникационной, спасательной и портовой инфраструктуры, означают, что СМП еще долго не станет реальной альтернативой Суэцкому каналу. Тем более, что сейчас он модернизируется, а в 2024 году должен быть сдан в эксплуатацию еще один, новый участок, который значительно улучшит навигацию на этом пути.
Однако Северо-Восточный переход, несомненно, останется стратегической сферой интересов России. Более 90 процентов всех товаров, которые будут проходить через СМП в будущем, — это природные ресурсы, такие как газ, нефть, уголь, а также железная руда, медь, древесина и другие полезные ископаемые. Поэтому этот маршрут будет интенсивно использоваться.
Однако это не мешает России построить на этом фундаменте еще один элемент соперничества с Западом и продемонстрировать свое значение на международной арене. В действительности же все обстоит иначе, что хорошо видно в сравнении. В течение 2020 года через СМП прошли 62 судна под флагом, отличным от российского. Такое количество кораблей проходит по обе стороны Суэцкого канала за один день. Поэтому Северный морской путь для него не альтернатива.