Шанс на развитие экономики: Как России использовать «золотой запас»
В ближайшие годы прогнозируется рекордный приток средств граждан на депозиты. Так, если по итогам 2021 года объем средств населения на депозитах был равен 26,5% к ВВП, то к 2025 году это значение вырастет до 33,5%. Причины подобного разбирать не будем, здесь сходятся сразу несколько факторов, начиная от снижения привлекательности фондового рынка, заканчивая сравнительно высокими ставками по сравнению с докризисными уровнями.
Сейчас важно понятно, как именно государство может использовать данный факт, обратив его на пользу экономике.
Если не вмешиваться в ситуацию, то получится, что деньги попросту будут лежать на счетах. Их использование будет сведено к минимуму. Традиционно процентная ставка по депозитам значительно меньше инфляции. Так, сейчас максимальная ставка по депозитам (среднее значение крупнейших организаций) составляет всего лишь 12,09% при инфляции в 17,5%.
Номинальные доходы граждан, как правило, растут не меньшими темпами, чем инфляция. Да, есть исключения, как это будет, например. по этому году или же по 2014 году. Однако в течение нескольких лет ситуация рост номинальных доходов (не путать с реальными) компенсирует единовременное падение.
Сохраняя существенную разницу между уровнем инфляции и процентной ставкой по депозитам, коммерческие банки обеспечивают себе хорошую прибыль. Фактически получается пирамида, когда процент по открытым вкладам платится из средств, которые граждане заносят в течение последующего времени. И такая пирамида не может рухнуть. Точнее, может, но только в том случае, если рухнет вся экономика. Тогда уже будет не до вкладов.
В общем, зарабатывая на разницы между инфляцией и ставками по депозитам, банки не особо заинтересованы в поиске иных методов получения прибыли. Даже на тех же комиссиях неплохую прибыль получает только Сбер и, частично, ВТБ, но другие организации в силу куда меньших оборотов, не спешат «развивать» данное направление.
Про потребительские кредиты говорить не будем. Они были актуальны до 2022 года. Сейчас под 20-25% никто их, разумеется, не берет.
Исходя из этого получается, что грядущий приток средств граждан на депозиты и увеличение доли депозитов к ВВП аж до 33,5% никак не скажется на развитии экономики. Фактически эти средства будут изъяты из экономики. Да, кто-то сейчас может начать разговоры про банковский мультипликатор, про рост капитализации банков и т.д. Но все это в текущих условиях не работает. Очень плохо работало до настоящего момента, когда деньги шли на потребкредитование и финансовые спекуляции, что не имело ничего общего с развитием реального сектора. Сейчас же даже эти операции приостановились.
Вместе с этим, имеется отличная возможность направить столь большой объем средств на вложения в реальный сектор экономики. Положительным является тот факт, что порядка 70% банковского сектора прямо или косвенно контролируется государством. То есть, банки можно обязать следовать утвержденной правительством стратегии.
Выше было сказано, что ставка банковских депозитов традиционно ниже уровня инфляции. Соответственно, кредитование реального сектора возможно осуществлять по ставке «средний уровень процентной ставки по депозитам + 3%». Данный уровень все равно будет ниже инфляции, что выгодно предприятиям реального сектора. Таким образом, деньги, которые граждане принесли на депозиты, будут использоваться для развития экономики.
Но здесь возникает вопрос обеспеченности выдаваемых кредитов. Если ставить жесткие критерии для предприятий реального сектора, то условиям будет соответствовать лишь пара процентов.
И вот здесь необходимо задействовать золотой запас России (порядка 2300 тонн), который также лежит без дела. Разумеется, в резервы если что-то и направлять, то это должно быть, в первую очередь, золото, но если оно просто находится в ЗВР и никак не используется, то ничего хорошего в этом тоже нет.
Учитывая тот факт, что банки преимущественно у нас являются государственными, государство может выдать в качестве обеспечения кредитов золото. В настоящий момент объем золота, находящийся в хранилищах ЦБ, составляет примерно 130 млрд долларов. Или же около 7 трлн рублей. Эти деньги пустить на целевые программы развития реального сектора моментально.
Безусловно, будут и «плохие» кредиты, то обычно их доля не превышает 3%, что будет компенсировано вышеупомянутой «банковской наценкой».
Таким образом, мы будем иметь следующие позитивные факты:
1. Предприятия реального сектора получат доступ к дешевым деньгам, ставка по которым ниже уровня инфляции. То есть фактически государство будет еще и доплачивать за инвестиции.
2. Правительство сформирует мощный денежный кулак для вложений в проекты, утвержденные целевыми программами развития
3. «Золотой запас» сыграет важную роль обеспечения кредитов, что повысит его эффективность. Особенно учитывая то, что с февраля 2022 года ЦБ вернулся к скупке золота на внутреннем рынке
4. Безопасность граждан на депозитах будет прогарантирована «золотым запасом», зато эти деньги будут работать на нужды реального сектора.