Шоу маст гоу он, или зачем старая плавмастерская «Донбасс» ходила на «штурм» Керченского пролива
Не покидает ощущение, что у наших западных «партнёров» наступил кризис жанра. Сначала сотни «источников», начиная от людей при крупных звездах на натовских погонах, заканчивая газетчиками, «властителями дум» и мировыми лидерами, смаковали подробности скорого вторжения России на Украину. Военные грозно пучили глаза, политики грозились «казнями египетскими». а газеты рисовали карты со стрелочками, в стиле кадета Биглера из неустаревающего «Швейка» и немножечко путали города, называя исконно украинский Львив каким-то богопротивным австро-польским Лембергом.
Всё это создавало абсолютно нереальную атмосферу, когда каждый понимал, что никакого вторжения не будет, кроме того экстренного случая, если Киев вдруг решит попытаться зачистить Донбасс, но что-то солидарное говорить было нужно. Ситуацию надували, что ту лягушку через соломинку. Но так было и в мае нынешнего года, почти дословно, да и в целом, случалось примерно два раза в год, последние восемь лет. И эта история начала уже приедаться. Поэтому после переговоров на высшем уровне, называемых на Украине не иначе, как очередной «зрадой», все, кроме, пожалуй, британцев, с облегчением вздохнули. Наконец больше не надо было разыгрывать надоевшие роли этого скучного спектакля в жанре «театра абсурда».
Но стоило слегка снизиться накалу истерии с «вторжением», как в истории вновь появился украинский корабль. Этакий «джокер» в колоде нынешнего украинского политикума. В прошлый раз командиры украинских ВМС послали на это безнадёжное дело свою красу и гордость, пушечные катера, словно приплывшие, именно приплывшие, из эпохи начала Второй Мировой. Но катера предсказуемо кончились. Даже операция с похищением сантехники и попыткой «перевода стрелок» на Россию, закончилась очередной нелепицей. И теперь украинские деятели решили послать «на дело» нечто более существенное, да ещё и с названием «Донбасс». Знала ли старая плавмастерская проекта 304 , спущенная на воду в далёком 1969 году, что на её ржавые борта выпадет такой позор с участием в самой что ни на есть дешевой и предсказуемой провокации? Эх!
В этой ситуации почему-то больше всего жалко корабль. «Донбасс», он же плавмастерская №9, он же «Краснодон», он же тип «Амур», в кодификации НАТО, имел долгую и славную историю, совершив в составе ВМФ множество походов в самые разные точки планеты. В апреле 1994 года «ПМ-9» стала частью ВМС Украины, и почти сразу началась цепь её злоключений. Корабль аварийно срывало с якоря, он горел, а деньги на его ремонт регулярно разворовывались. После перехода Крыма под юрисдикцию России, на нём было подняли российский флаг, но потом всё же передали обратно Украине. Последним портом стоянки стал Бердянск, где плавмастерскую использовали как общежитие для рабочих. Из Бердянска «Донбасс» и послали «штурмовать» Керченский пролив. Едва держащегося на плаву «ветерана», с сотней человек экипажа, отправили против всего российского КЧФ. Прямо идеальная картинка для романтических антироссийских заголовков СМИ. «Донбасс» стал жертвой России», или что-то в этом роде. И запредельный уровень цинизма.
«Донбасс» отозвали в последний момент, когда основные силы флота в этом районе уже были подняты по тревоге и вполне могли выписать несчастной плавмастерской путёвку на дно Азова. Хватило бы и пары снарядов. Но видно, «старшие братья» рассудили по-другому. Слишком свежа ещё память об унитазном фарсе, да и повторение одно и того же сюжета с такой частотой, может вызвать стойкое к нему равнодушие. Или ветер подул в другую сторону, как знать. Но то, что у этой безумной истории будут, как говорят в Голливуде, римейки, можно не сомневаться.