Си и Байден: оба взяли курс на доминирование
США рассматривают Азию больше через экономическую призму, в то время как Китай смещается в сторону усиления безопасности. Долгожданная поездка президента США Джо Байдена в Азию началась неудачно после того, как официальный визит лидеров АСЕАН в Белый дом практически не сопровождался какими-либо важными политическими решениями, а Байден поскупился на 150 миллионов долларов для экономики АСЕАН. Судя по этому примеру и сложной политической ситуации Байдена дома, ставки на его поездку в Азию были низкими. Но реальность показала, что пессимизм в отношении роли США в Азии совершенно ошибочен. На самом деле 12 азиатских стран поддержали предложение Байдена об Индо-Тихоокеанской экономической основе (IPEF), даже, несмотря на то, что почти не было представлено никаких подробностей относительно того, что это на самом деле влечет за собой и какие экономические выгоды могут получить его участники. Однако отсутствие деталей следует приравнивать не к неуместности, а скорее к гибкости.
Политическая ситуация в США такова, что о запуске полноценного торгово-инвестиционного соглашения или перехода к уже существующему, такому как когда-то инициированное США, а затем заброшенное, — Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ВСТТП), не может быть и речи, но это не должно восприниматься как абсолютно плохая новость. Действительно, более гибкая договоренность кажется уместной, учитывая различные потребности 12 членов, которые решили присоединиться. Случай с Тайванем, который администрация США предпочла официально не приглашать на IPEF, является хорошим примером того, как гибкость может помочь в разрешении сложных случаев.
В целом поездка Байдена в Азию представляет собой сигнал о важности Азии для США и служит полезным напоминанием, учитывая очевидный поворот США в сторону Европы в свете войны на Украине. Однако эту важность следует понимать не только как меру безопасности, но и как экономическую. Фактически, объявление IPEF показывает, что Байден не вернулся бы в США, полностью удовлетворенный своим участием только в саммите Quad. Это связано с тем, что границы между экономикой и безопасностью становятся все более размытыми в геополитическом мире с растущим стратегическим соперничеством между США и Китаем.
В то время как Байден обращается к Азии как к рынку, Китай тоже поворачивается, но в противоположном направлении: от экономики к усилению безопасности. Большая стратегия Китая долгое время была сосредоточена на экономическом доминировании, сначала в качестве мировой фабрики («China Inc»), и в качестве магнита для глобальных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За последнее десятилетие, благодаря своему огромному экономическому размеру, Китай стал крупнейшим торговым партнером большого числа стран и, во многих случаях, с ключевыми иностранными инвесторами, если не крупнейшими, особенно на пограничных рынках. Другими словами, глобальная власть Китая была построена на экономической мощи, но президент Си Цзиньпин явно превращает эту политику в политику, ориентированную на укрепление безопасность, отчасти в ответ на растущее наращивание альянса США, от расширения НАТО до Четырехстороннего диалога по вопросам безопасности и Индо-Тихоокеанский регион.
В этом отношении инициатива Китая по глобальной безопасности, о которой недавно было объявлено на Боаоском форуме, указывает путь к стремлению Си найти противовес США и их наращиванию союзов. В том же духе объявление о расширении БРИКС новыми членами оказывает дополнительную поддержку этой идее. В целом становится все более очевидным, что президенты Байден и Си сходятся в том, что необходимо для сдерживания друг друга, но обоим нужно немного больше прямо противоположного. США должны предлагать больше экономических выгод, а не только безопасности, а для Китая все наоборот. Именно это и происходит.
Алисия ГАРСИЯ ЭРРЕРО, главный экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Natixis