«Сибирские рубли»: Проект целевой эмиссии для Транссиба

«Сибирские рубли». Проект целевой эмиссии для Транссиба

В качестве одного из вариантов решения мы часто приводим в пример инструмент целевой проектной эмиссии, которая могла бы стать одним из наиболее эффективных инструментов развития русской экономики. Особенно это актуально для реализации важных инфраструктурных проектов, значимость которых многократно превышает любые потенциальные издержки, создавая столь необходимый для экономики мультипликативный эффект.

Данная идея далеко не является уникальной и новой. Подобные проекты предлагались на самом высшем уровне ещё в Российской империи. Так, Сергей Витте, прорабатывая варианты финансирования строительства Великого Сибирского пути России – Транссибирской железнодорожной магистрали, представил правительству доклад о необходимости целевой эмиссии, так называемых «сибирских рублях». О нём и его судьбе и пойдет речь в данном материале.

Вообще стоит сказать, что современники относились к Транссибу как к первому национальному проекту. Александр III даже называл его «истинно народным» делом. Исходя из этого Витте пытался организовать финансирование таким образом, чтобы не брать зарубежные кредиты на строительство дороги.

Стоимость постройки Сибирской дороги оценивалась как значительная. Однако Витте полагал, что потенциальные положительные эффекты значительно превышают любые капиталовложения. Интересы государства требовали реализации проекта в максимально краткий срок. Более того, Россия имела внутри себя все необходимые факторы: строительные материалы, производящие ж/д заводы, инженеров и рабочих.

Использование займов и концессий Витте считал экономически нецелесообразным, так как наличие огромной суммы заимствования могло затормозить остальные проекты. Бюджет также не располагал в свободном доступе подобными средствами. Растягивание же процесса при небольших ежегодных тратах являлось вариантом ещё худшим. Поэтому глава Минфина полагал, что для постройки железной дороги в кратчайшие сроки необходимо найти независимый от бюджетных средств источник.

Так возникла идея об использовании целевой проектной эмиссии, которую Витте высказал в докладной записке «О порядке и способах сооружения Великого Сибирского железнодорожного пути» от 13 ноября 1892 года. В дополнение к бюджетным средствам (60 млн) он предполагал выпустить порядка 100 млн «сибирских кредитных рублей», ограничив их хождение исключительно регионом строительства. Их предполагалось оформить в виде срочных беспроцентных обязательств Государственного Казначейства, которые имели бы право хождения наравне с государственными кредитными билетами. Для погашения предполагалось выплачивать порядка 5% от общей суммы ежегодно, что позволило бы за 20 лет полностью рассчитаться с долгом.

Целесообразность данной затраты объяснялась, во-первых, тем положительным эффектом, который бы оказало на экономику быстрое строительство Транссиба. Так, согласно предварительному плану, если дорога будет построена за 8 лет, а на погашение затрат мы выделяем, допустим, 20 лет (выплачивая, как было сказано выше, 5% в год), то, таким образом, бОльшую часть срока расплаты дорога уже будет функционировать и повышать благосостояние страны, развивая экономику.

Стоит отметить, что выводы Витте опирались на сложную систему расчетов, а не просто на умозрительные концепции. Так, например, им было проведено сравнение долговой нагрузки для бюджета в случае оформления займа. Общая сумма выгоды использования целевой эмиссии составила бы порядка 79 млн рублей при внутреннем и 82 млн рублей при внешнем займах. И это всего лишь один пример конкретных цифр. Более подробные расчеты, а том числе и с оценкой исторического опыта, представлены в самом докладе.

Несомненно против данной инициативы имелись и некоторые возражения, главным их которых являлось опасение инфляции. Витте это прекрасно осознавал и предоставил контраргументы. Разберём их.

  1. Сибирские кредитные билеты имели существенное отличие от обычной неконтролируемой эмиссии в том, что их предполагалось выпустить на определенный срок с условием погашения по строгому плану. Кроме того, их использование четко ограничено конкретной задачей строительства железной дороги.
  2. Исходя их представленных в докладе расчетов, сумма планируемых к выпуску кредитных билетов никогда не превысит доли, большей чем 9,5% от общей суммы находящихся в обращении денежных знаков. Это позволяет утверждать, что опасения о каком-либо существенном нарушении равновесия в денежном обращении страны нецелесообразны.
  3. Ценность находящихся в обращении денег определяется не столько их количеством, сколько степенью производительности. Инфляционные риски возникают только в том случае, если дополнительная эмиссия производится для непроизводственных целей. Тогда как сооружение дороги даст огромный импульс к подъему производительных сил страны, что в результате не только не понизит ценность денег, но и, вероятнее всего, даже повысит, так как произойдет оживление торговли и промышленности. А это в свою очередь повысит общее благосостояние населения. Не говоря уже о том, что при строительстве возникнет громадный спрос на рабочую силу и технические мощности.

Главный акцент Витте ставил на то, что дело постройки столь важной транспортной артерии должно ставиться в зависимость исключительно от технических условий сооружения, а не от возможности выделять на него необходимые суммы. Кроме того, техническую реализацию обслуживания подобной целевой эмиссии, Витте как министр финансов возлагал на свое ведомство, полагая, что для этого имеются все необходимые механизмы.

Однако рассуждения главы Минфина вызвали принципиальные возражения председателя Комитета министров Н.Х. Бунге, который подверг сомнению устойчивость рубля даже при незначительной дополнительной эмиссии, опасаясь, что это нанесет удар по курсу русских ценных бумаг за границей. В результате от проекта Витте отказались, что отрицательно сказалось на скорости строительства. И это был далеко не первый случай торможения процессов тяжеловесным бюрократическим аппаратом Российской империи. В других материалах мы более подробно опишем те многочисленные сложности, с которыми пришлось столкнуться новому министру финансов.