Сирия никогда не будет единой
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Сирия никогда не будет единой7 минут5 прочтенийВчераВчераОглавление
Западным кумушкам следует быть насторожеДамаск в руинах. Chris McGrath/Getty.Дамаск в руинах. Chris McGrath/Getty.
Кумушкам, во всё сующим нос, из Госдепартамента, Форин-офиса и МИДа Франции, которые уже сейчас настаивают на восстановлении унитарного сирийского государства, стоит задуматься об истории этой страны. Сирия никогда не была предназначена для функционирования в качестве унитарного государства. И тем паче не под властью суннитского арабского большинства, как это, скорее всего, произойдет сейчас.
Отдельные национальные идентичности алавитов, арабских христиан-ортодоксов, друзов, курдов, армян, исмаилитов и арабских шиитов были признаны еще при Османской империи. И когда Франция получила эту территорию в 1919 году, она попыталась учесть плюрализм идентичностей, создав два отдельных государства: алавитское на северо-западе Сирии и друзское на юго-востоке.
Но когда в 1946 году французы отказались от попытки контролировать Сирию, президентом страны стал араб-суннит Шукри аль-Куватли. Он не подвергал меньшинства дискриминации, но во имя солидарности с арабами-суннитами отправил войска вместе с Трансиорданией и Египтом на территорию Израиля в 1948 году. Он возлагал большие надежды на завоевание Галилеи, поскольку у сирийцев были танки и артиллерия, оставшиеся после французов, а у евреев — только винтовки, несколько пулеметов и пара старинных гаубиц образца 1906 года.
Последовавшее поражение арабов стало для них страшным унижением, которое послужило причиной первого из многочисленных сирийских переворотов. Следующий президент, генерал Хусни аль-Заим, правил всего 137 дней, но успел создать запоминающийся прецедент: хотя он руководил боевыми действиями в качестве начальника штаба армии, в поражении Сирии он обвинил гражданских политиков, а во-вторых, он был не арабом, а курдом — первым из целой серии неарабских правителей-суннитов, которые не встречаются ни в одной другой арабской стране.
В течение последующих 21 года друг друга сменяли 17 президентов. И три года из этих лет прошли под властью Египта. В 1958 году Гамаль Абдель Насер, в то время олицетворение арабского национализма, был приглашен править Сирией, которая стала частью Объединенной Арабской Республики. Сирийская элита, отчаянно нуждавшаяся в стабильности, просто отказалась от независимости.
Этот эксперимент с арабским единством длился три года и 219 дней — достаточно долго, чтобы научить сирийскую элиту, как гражданскую, так и военную, что правление гораздо более крупного, но гораздо более бедного Египта обходится очень дорого. Военный переворот распустил Объединенную Арабскую Республику 29 сентября 1961 года, и после этого еще 6 президентов пытались править Сирией. Но стабильность наступила лишь в ноябре 1970 года, когда Хафез Асад взял власть в свои руки в качестве военного диктатора, а в феврале 1971 года назвал себя президентом.
С Хафезом Асадом больше не нужно было ходить вокруг да около по вопросу этнической принадлежности, о которой все его предшественники даже не упоминали. Он был алавитом, а значит, лишь номинальным мусульманином (они пьют вино и верят в переселение душ), и в управлении рычагами власти, начиная с командования эскадрильями ВВС и всеми бронетанковыми частями в пределах досягаемости Дамаска, и заканчивая таможенной службой, которая приносила доход гораздо надёжнее, чем налоги, и полицией, которая вербовала информаторов во всех слоях сирийского общества, он во многом полагался на соплеменников-алавитов.
Именно отец Хафеза Асада, Сулейман, заложил основу последующей власти алавитов над Сирией. В июне 1926 года он вместе с другими видными алавитами направил письмо французскому премьер-министру Леону Блюму, в котором объяснил, почему его народ — в те времена в основном крестьяне — никогда не сможет жить под властью мусульман. «Дух ненависти и нетерпимости пустил корни в сердце арабов-мусульман по отношению ко всему немусульманскому», — писал он, предупреждая о риске для сирийских меньшинств в случае предоставления Францией независимости. В то время французы создавали свою колониальную армию для Сирии и сочли разумным отдать предпочтение алавитам, а также друзам, исмаилитам и нескольким христианам — все они с гораздо большей вероятностью будут лояльны Франции против требований большинства арабов-суннитов о независимости.
Непропорционально большое количество алавитов в офицерском корпусе позволило Хафезу Асаду захватить контроль над вооруженными силами в 1970 году. Но выдвижение крестьян-алавитов в правящий класс в конечном итоге разрушит 54-летний режим отца и сына Асадов, который окончательно рухнул две недели назад. Сыновья крестьян переехали в Дамаск и другие сирийские города, чтобы использовать свои алавитские связи для занятия прибыльных государственных должностей или работы в связанных с государством фирмах, и все меньше желали служить солдатами, жандармами и шпионами для защиты режима от его врагов.
В течение многих лет это ослабление алавитов маскировалось усилением власти Ирана в Сирии. Воинственно настроенным шиитским правителям Тегерана нужны были базы в Сирии для создания «Хезболлы» в Ливане и для того, чтобы претендовать на общее мусульманское лидерство в борьбе с Израилем. Поэтому они решили принять еретических алавитов в качестве мусульман и шиитов.
Поддержка Ирана позволила режиму Асада удерживать власть в течение многих лет, даже перед лицом массовых протестов «арабской весны», возглавляемых суннитским арабским большинством, которые начались в декабре 2010 года. Революционная гвардия обучила шиитских новобранцев из Ирака и даже Афганистана подавлять повстанцев из суннитского большинства по всей Сирии, а отряды «Хезболлы» более высокого ранга отвоевывали прочно удерживаемые города и городские кварталы при бомбардировочной поддержке сирийской авиации и российских истребителей-бомбардировщиков.
«Поддержка Ирана позволила режиму Асада удерживать власть в течение многих лет».
Режим продержался ещё 14 лет. Но он не смог пережить уничтожение Израилем «Хезболлы» и явную победу сионистов в воздухе прямо над Тегераном. Около тысячи суннитских фундаменталистов из «Хайят Тахрир аш-Шам», ворвавшихся в Алеппо 29 ноября, были бы легко остановлены батальоном «Хезболлы» в прошлом, но не в этот раз. И иранские Стражи революции тоже не могли прилететь на поддержку режима, потому что израильтяне не позволили бы этого сделать. После того как 26 октября иранские ВВС даже не попытались противостоять израильской атаке под Тегераном, вся конструкция иранской военной мощи оказалась притворной. Асад бежал как раз вовремя, чтобы избежать верной смерти.
Форин-офис, Ближневосточное бюро Госдепартамента и парижская набережная Орсе должны взять паузу и освежить в памяти эту историю. Алавиты могут быть избиты, но не курды на северо-востоке и не друзы на юго-востоке.
Есть и другие способы приспособиться к множественным идентичностям. Например, Швейцария, которая когда-то была ареной гражданской войны, удовлетворяет разнообразные предпочтения своего многонационального, многоязычного и многоконфессионального населения, включая 26 различных кантонов, каждый из которых имеет собственное правительство, конституцию и основной язык. Последний раз швейцарцы брались за оружие друг против друга в 1847 году, но самый новый кантон, франкоязычная Юра, обрёл независимость только в 1979 году.
Конечно, между сверхпроцветающей и совершенно спокойной Швейцарией и разорённой войной Сирией есть вопиющие различия, но в первой приспособление к разнообразию на местном уровне гораздо лучше, чем любые попытки этнического/религиозного приспособления в масштабах всей страны, как, например, в Индии, где первоначальная идея помочь «неприкасаемым», принадлежащим к низшей касте, возникшая во времена британского правления, с годами превратилась в систему привилегий (в том числе при поступлении в университеты) для любой группы, которая достаточно сильна в избирательном бюллетене, включая новую категорию «другие отсталые классы», охватывающую почти треть населения. Унитарное сирийское государство без сильных местных органов власти будет катастрофой, особенно потому, что каждый город и некоторые крупные населенные пункты имеют свою собственную самобытную городскую культуру, общую для большинства проживающих в них представителей разных этносов и религий.
Возможно, сирийцев лучше оставить в покое, чтобы они восстановили свое государство так, как считают нужным. Но если доброжелательные западные чиновники все же вмешаются, они не должны автоматически отдавать предпочтение унитарному и централизованному государству — предпочтение, которое, к сожалению, разделяют даже американские чиновники, являющиеся выходцами из федеративного государства. Конфедеративная Сирия была бы гораздо лучшей альтернативой.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!