Сирийцы адаптируются к неспокойной турецкой среде

Сирийцы адаптируются к неспокойной турецкой среде

Тысячи сирийцев – мигрантов и беженцев – открыли предприятия, которые заполняют различные ниши в Турции и развивают новые экспортные рынки. Однако их экономические и политические проблемы нарастают. Многие боятся, что в случае турецкой операции в Сирии, они будут депортированы.

Когда в 2012 году Саад аль-Насиф приехал из Сирии на юг Турции, он едва сводил концы с концами в строительстве. Столкнувшись с турецкой конкуренцией, он нашел свою рыночную нишу благодаря связям других рабочих с давними традициями сирийской каменной кладки в Алеппо. Они основали компанию SMM Stoneworks, чтобы заполнить пробел в экономике Турции. Знания в этой традиционной отрасли позволили SMM пережить нынешний социально-экономический шторм, с которым сейчас сталкиваются и другие сирийские компании, работающие в Турции.

Со времени сирийского восстания (Сауры в 2011 г) сирийцы открыли в Турции от 11 000 до 14 00 предприятий. С учетом черного рынка это число может быть удвоено или даже утроено. Они преуспели в экспорте, связывая своих клиентов и социальный капитал с Турцией и помогая расширить внутреннюю цепочку поставок. Сирийские компании также обслуживают местную сирийскую диаспору и сектора, требующие специальных знаний или трудоемкие сектора, включая каменную кладку, производство обуви, текстиль, столярное дело и многое другое.

Однако сегодня сирийские предприятия в Турции сталкиваются с целым рядом проблем – от затянувшейся пандемии COVID-19 до экономики, а теперь еще и политики.

Алеппский камень образно и буквально отражает историю этого великого торгового города. Древняя цитадель Алеппо расположена на выступе природного известняка, а в Масджид ан-Нуктах хранится камень, который, как считается, окрашен кровью Хусайна, внука пророка Мухаммеда. Само прозвище города – Алеппо аль-Шабаа, или Алеппо Белый, связано с его яркой внешностью.

В 2016 году SMM превзошла свою цель – заработать миллион турецких лир. Компания наняла 126 каменщиков для восстановления и замены камней в мечетях и старых домах по всей южной Турции, а также для строительства новых ресторанов и вилл.

Эти позитивные изменения не остались незамеченными местными правительственными чиновниками. Ондер Ялчин, глава миграционной службы муниципалитета Газиантепа, сказал: «Сирийские мигранты решили проблему нехватки рабочей силы в резьбе по камню и не только. Облик города изменился в лучшую сторону». Он также отметил, что реконструкция идет на пользу растущему туристическому сектору Газиантепа.

SMM полагала, что 2020 год станет для них лучшим годом, но затем разразилась пандемия COVID-19. И с тех пор давление на сирийских бизнесменов только усилилось из-за нынешнего экономического кризиса в Турции. Опрос, проведенный компанией Building Markets в прошлом месяце, показал, что большинство сирийских компаний в Турции считают, что недавний экономический кризис оказал на них более сильное негативное влияние, чем даже пандемия.

Сирийские предприятия на внутреннем рынке Турции сильно пострадали, но экспортеры стали более конкурентоспособными. Сложившаяся обстановка стала сигналом для многих сирийских компаний, включая SMM, сместить акцент на экспорт в обмен на твердую валюту (инфляция в Турции в годовом исчислении приближается уже к 80%, поэтому многие компании пытаются увеличить экспорт, чтобы получать доходы в иностранной твердой валюте, – прим.).

Но возможно главной проблемой для сирийских бизнесменов (и других беженцев) в Турции стали политические вопросы. Турецкие политики воспользовались растущими антибеженскими настроениями. (В Турции проживает около 4-х млн. беженцев из Сирии. От 60 до 80% населения Турции выступают за скорейшее возвращение сирийских беженцев домой, считая, что те неоправданно получают помощь от турецкого государства, в условиях, когда население Турции страдает от экономического кризиса, вызванного инфляцией, просом цен. Кроме того, некоторые турки обвиняют сирийских мигрантов в том, что те отнимают у них рабочие места, соглашаясь на низкую заработную плату.)

Многие политики Турции возложили вину за экономические неурядицы на сирийцев. Количество турецких граждан, которые говорят, что сирийцев нужно обязательно выслать обратно, увеличилось в четыре раза за три года и еще больше возросло в условиях нынешнего финансового спада. В прошлом месяце президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что намерен переселить 1 миллион сирийцев в «безопасные зоны» в Сирии. Также звучали призывы к новому наступлению турецких войск на север Сирии – в те же районы, куда предположительно будут переселены эти сирийцы.

Независимо от того, произойдет ли массовая депортация, данная угроза негативно сказывается на сирийском бизнесе. Сирийские бизнесмены, работающие в текстильной промышленности, рассказали изданию Al-Monitor на условиях анонимности, что в последние месяцы стало сложнее получить разрешение на работу или ослабить ограничения на мобильность для сирийских граждан. Доступ к финансированию уже является ключевой проблемой для сирийского бизнеса, и многие опасаются, что в будущем он станет еще сложнее.

Однако Таммам Аль Баруди, поставщик продуктов питания и исполнительный вице-президент Сирийского экономического форума, расположенного в Газиантепе, не обеспокоен. «Эти разговоры ведутся только ради выборов. Никто не заставит нас уехать отсюда. В Газиантепе проживает 500 000 сирийцев, которые арендуют более 100 000 домов и 5000 офисов. Что произойдет с местной экономикой, если мы уедем?»

Селим Кору, аналитик базирующегося в Анкаре аналитического центра TEPAV, также сказал Al-Monitor: «Я понимаю, что они обеспокоены, и они должны быть обеспокоены, потому что их жизнь может усложниться, но я думаю, что они находятся в стране, чтобы остаться в долгосрочной перспективе. Так что их экономика будет только расти».

Аль-Баруди продолжил: «Я знаю десять сирийских компаний в Газиантепе, которые только за год экспортируют турецкую продукцию на сумму более 10 миллионов долларов. Сирийцы привели в Турцию новых клиентов – от Алжира до Саудовской Аравии». Они сделали это, используя уже существующие связи сирийских бизнесменов, а также знание языка и деловой культуры арабского мира. В заключение Аль Баруди восторженно заявил: «Мы экспортируем все. Все! Вы не можете в это поверить».

В этом месяце в новом торговом центре Galataport в Стамбуле SMM построила каменные колонны для публичной выставки, посвященной Гобекли-тепе, одному из самых важных археологических памятников Турции. «Вы можете в это поверить? – говорит Аль-Насифе изданию Al-Monitor. – Всего несколько лет назад мы спали там же, где работали, а теперь у нас есть все это». Он указывает на фабрику и своих работников, тщательно выполняющих резьбу по камню.