Ситуация на Украине доказывает бесперспективность как войны, так и санкций

Ситуация на Украине доказывает бесперспективность как войны, так и санкций

Нужен честный посредник, чтобы привести стороны в чувство: звонок канцлеру в отставке Меркель

США направили две авианосные группы в Южно-Китайское море, пока что ценой одного самолета-невидимки F-35C , который разбился о палубу авианосца «Карл Винсон» и упал в море, ранив семь членов экипажа. Между тем ударная группа авианосца «Гарри Трумен» и союзники по НАТО начали крупные военные учения в Средиземном море в тот же день, когда разбился самолет F-35, 24 января.

Белый дом сообщил, что президент рассматривает возможность отправки американских войск в Восточную Европу и на Балканы вместе с истребителями и военными кораблями. Американские войска в Европе были уведомлены, и Байден ищет подкрепление из еще 8500 солдат из США. В то время как усиление Восточной Европы может быть на повестке дня, отправка войск в Украину (по крайней мере, под эгидой НАТО), похоже, не обсуждается. «Многие люди хотели бы оказать Украине активную физическую поддержку в виде войск НАТО», — заявил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в парламенте, но «я не думаю, что это вероятная перспектива в ближайшем будущем. Украина не является членом НАТО».

Тем временем русские перебрасывают тяжелую военную технику в Беларусь, которая имеет 1084-километровую границу с Украиной. Российские СМИ опубликовали видео, как зенитно-ракетные комплексы С-400 перемещаются на железнодорожных платформах, направляющихся в Беларусь.

Тем временем Китай направил вокруг Тайваня 39 военных самолетов, в том числе 24 истребителя J-16 и 10 самолетов J-10, а также другие самолеты поддержки и радиоэлектронной борьбы, включая новый J-16D, который считается самым передовым и самым секретным средством радиоэлектронной борьбы китайских ВВС. Время развертывания авианосца США в Южно-Китайском море и ответ Китая на отправку военных самолетов вокруг Тайваня показывают, что Пентагон понимает большой риск быть вовлеченным в войну двух океанов (Россия, Китай) и пытается упредить это.

Однако попытка Вашингтона противостоять русским в Средиземноморье, в Ионическом море, в Черном море и в Восточной Европе, а также в Южно-Китайском море и вокруг Японии также побуждает горячие головы в России и Китае настаивать на военных действиях, провоцируя новую мировую войну.

Остался ли шанс на мир или все же война? Некоторые союзники США по НАТО не поддерживают войну с Россией. Тихоокеанские союзники Америки также обеспокоены провокациями США и Китая. В Европе многие союзники разделены, особенно Германия. Новый канцлер Германии Олаф Шольц отказался от встречи один на один с президентом Байденом, чтобы обсудить Украину, вероятно, опасаясь выкручивания рук Байденом, предпочитая участвовать в общенатовской телеконференции с президентом США.

Примерно в то же время Германия заявила Великобритании, что та не может пролетать над территорией Германии на самолетах, доставляющих оружие из Великобритании в Киев (сама Германия согласилась отправить Украине 5000 армейских касок, но ничего смертельного).

Украина не желает вести переговоры о судьбе сепаратистских областей Донбасса и Луганской области (обе являются самопровозглашенными народными республиками), хотя Минские соглашения предусматривают такие переговоры. Вместо этого нынешние лидеры Украины сажают в тюрьмы пророссийские группировки в стране, арестовав, в частности, бывшего президента Петра Порошенко, которого обвинили в государственной измене. Украина также проводит рейды, якобы направленные против диверсантов, действующих в Киеве.

США по большей части молчали о Минских договоренностях и не подталкивали Украину к присоединению к переговорам. Вместо этого США встречались с русскими по поводу требований России не допустить вступления Украины в НАТО. Русские также предложили НАТО вывести свои силы из большей части Восточной Европы (при этом русские не предлагали сделать то же самое).

Есть разные результаты, которые нужно решать. Некоторые политические, некоторые военные, некоторые и те, и другие. Один из вариантов для России — признать отколовшиеся Луганскую и Донбасскую области, что позволит России открыто оказывать военную поддержку. Москва оказывает давление с целью признать эти два образования, и президент Путин, если он откажется от переговоров, может сделать это вместо полномасштабного военного вторжения в Украину.

Этот шаг оставит Украине мало вариантов: если она хочет воевать с Луганском и Донбассом, помимо того, что она делает сейчас, она столкнется с грозным противником, которого открыто поддержит Москва. Украина также должна будет начать военные действия, что исключает любое членство в НАТО в ближайшем будущем. В любом случае, если бы у Украины была возможность реально отбить Донбасс и Луганск, она бы уже это сделала.

Проблема для Путина в том, что он привержен Минскому процессу. В рамках любого поворота Путину придется объявить, что Минский процесс (и связанные с ним дипломатические обязательства) больше не имеет отношения к урегулированию в Украине.

Второй возможный вариант — попытка свержения проевропейского, пронатовского правительства Украины во главе с Владимиром Зеленским. Это именно то, что, по словам британского министерства иностранных дел и ЦРУ, находится в разработке. Министерство иностранных дел Великобритании заявляет, что раскрыло заговор России с целью совершения переворота на Украине, а ЦРУ, похоже, поддержало британцев. Бывший украинский депутат Евгений Мураев, которого назвали возможной заменой Зеленскому во время переворота, посмеялся над заявлением британского министерства иностранных дел, заявив, что министерство иностранных дел «сделало мне вечер». В любом случае ни Лондон, ни Лэнгли не представили убедительных доказательств. Совершенно верно, что русские сменили правительства, которые им не нравились (вспомним Афганистан, где переворот привел к убийству посла США Адольфа Дабса).

Однако, поскольку большинство кандидатов от оппозиции в Украине находятся под арестом, для переворота потребуется какое-то военное вмешательство, способное привести к власти украинское правительство. Россия могла бы начать такую ​​военную операцию по смене режима, но для этого потребуются силы специального назначения, возможно, десантники, и местное сотрудничество. Украинская разведка, похоже, все еще находится под жестким контролем, поэтому свержение правительства и его замена пророссийской фракцией далеко не гарантированы успехом.

Однако пристрастия различных украинских игроков могут оказаться не слишком прочными, и российская разведка наверняка работала в Украине. Нельзя исключать возникновение «местной» группировки «изнутри», что может привести к аресту пронатовских украинских политиков, в том числе Зеленского.

Наземное вторжение также вполне возможно, но цель неизвестна. Как отмечалось выше, одной из форм наземного вторжения будет переброска тысяч российских военнослужащих через границу в Луганск и Донбасс. Такой шаг может спровоцировать политический кризис в Украине, особенно если украинцы нападут и понесут большие потери.

Другой вариант — военный ход для взятия Киева. Теперь, когда в игре участвует Беларусь, этот вариант практичен, если не оптимален. Это не оптимально, потому что украинские силы, скорее всего, будут упорно сражаться за свою столицу, и конфликт может затянуться (несмотря на то, что некоторые в России хотят попробовать блицкриг в немецком стиле).

Такое вторжение также может вызвать конкретную военную реакцию США — гораздо менее вероятно, если произойдет «незначительное» вторжение (что Байден принимает, но не должен был говорить на пресс-конференции). Но хотят ли русские рисковать конфронтацией, в которой могут быть задействованы американские войска? С одной стороны, это идет на пользу русским, потому что США почти наверняка придется действовать в одиночку или только с Великобританией (хотя комментарии Бориса Джонсона, кажется, исключают это). Это означало бы, что НАТО официально не является участником.

Но если США введут войска в Украину, россиян ждет затяжной и болезненный конфликт, чего они не хотят. У США также возникнут проблемы, поскольку маловероятно, что самолеты и припасы могут поступать с европейских баз, закрытых для чего-либо, кроме операции, одобренной НАТО. Европейцы в целом не хотят быть втянутыми в войну, которая быстро распространится и станет мишенью для российских ракет и артиллерийских орудий.

Между тем, если бы США вмешались, неясно, что мог бы сделать Китай, особенно если бы его поощряли русские (или даже без поощрения). Это может ввергнуть США в войну на два фронта, в которую они не в состоянии вступить. Откажутся ли США от Азии ради Европы (о чем давно подозревали азиаты) или откажутся от Европы (о чем давно подозревали и европейцы)? Короче говоря, энтузиазм американцев в отношении военной поддержки Украины сдерживается риском большой войны в Азии и прорыва Китая в северо-восточной части Тихого океана, что может означать потерю Тайваня и унижение Японии. Через несколько дней после того, как Государственный департамент публично отверг претензии Китая на большую часть Южно-Китайского моря, две авианосные ударные группы возобновили совместные действия в этом регионе, сообщил Тихоокеанский флот США.

Многие в администрации и Конгрессе призывают к войне, если Украина «будет захвачена». Но, реакция обязательно будет, если война все-таки разразится. Обвинят Байдена, и его и без того шатающаяся администрация рухнет. То же самое произойдет и в Великобритании, если Борис Джонсон переживет «патигейт».

Санкции. Вашингтон и ЕС уже некоторое время сигнализируют о том, что их ответом на российское «вторжение» в Украину будут жесткие экономические санкции. В настоящее время ЕС обсуждает ряд санкций, хотя согласия по ним пока нет.

У России есть различные инструменты, которые она может использовать против Европы. Все понимают, что если Россия прекратит поставки газа, это может ударить по Германии, Италии, Великобритании и ряду стран Восточной Европы, включая Польшу. В прошлом году Польша импортировала 60% своего газа из России. Италия является вторым по величине покупателем российского газа после Турции. Германия является покупателем номер один российского газа, покупая 42,7 миллиарда кубометров с сибирских газовых месторождений. Короче говоря, прекращение поставок газа из России торпедирует экономику большинства европейских стран, дефицит, который нельзя восполнить за счет сжигания угля или импорта СПГ из США.

Россия также может разрушить большую часть кибермагистрали Европы и Соединенных Штатов, нарушив связь, транспорт, производство, энергетику (трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы), правительство и армию. Администрация Байдена понимает, что у нее практически нет инструментов для блокировки атак программ-вымогателей на критически важную инфраструктуру, как и у кого-либо еще в мире.

Огромные участки критически важной инфраструктуры, поврежденные кибератаками, могут легко привести к хаосу и революции повсюду. Хорошо известно, что русские и китайцы в течение нескольких лет практиковали атаки на критически важные объекты инфраструктуры, показывая, насколько легко они могут вывести из строя критически важные системы. Тем, кто думает о санкциях, включая администрацию Байдена, на этот раз стоит дважды подумать, прежде чем их применять.

Альтернативы войне. Русские повысили цену любой заключенной сделки, потребовав гарантий того, что Украина не станет частью НАТО. По крайней мере, пока ни Вашингтон, ни НАТО не могут согласиться с этим предложением, потому что НАТО проводит политику открытых дверей в отношении членства. НАТО может изменить свою политику по расширению своего членства, хотя это маловероятно. НАТО может и согласилось бы приостановить любые переговоры с Украиной, не давая никаких гарантий. НАТО также может отвергнуть Украину на том основании, что альянс не в состоянии ее защитить. В этом предложении много правды.

Один из аспектов расширения НАТО, большая часть которого произошла, когда Россия была слабой, заключается в том, что возможности НАТО растянуты далеко за пределы любой возможности успеха против России, если бы Россия была полностью перевооружена, а ее силы модернизированы. На самом деле НАТО расширялась в основном по политическим причинам, чтобы гарантировать поддержку новым членам, но сама НАТО стала гораздо менее дееспособной, чем до 1991 года, до распада Советского Союза.

Многие члены НАТО практически разоружились (так называемый «дивиденд мира», политическая движущая сила разоружения). Германия и Нидерланды, например, утилизировали или продали большую часть своих боевых танков и боевых бронированных машин, сократили численность своих сухопутных войск и урезали бюджеты, так что даже оставшиеся силы не получали запасных частей или замены изношенной техники. Несмотря на то, что за последние несколько лет наблюдается некоторое скромное увеличение бюджетов и приверженность новому оборудованию, пройдут годы, прежде чем наступит какое-либо реальное улучшение.

То же самое верно и для Великобритании, «главного союзника» Америки. Армия Великобритании сегодня меньше, чем во времена Американской революции, и большая часть британской боевой техники находится на низком уровне. Действительно, отсутствие запасов запасных частей и оружия предполагает очень ограниченную способность выдержать любую длительную кампанию. Реальность такова, что в Европе очень мало боевых частей, способных сражаться против большой, хорошо оснащенной, профессиональной армии.

Вряд ли Россия хочет войны в Европе. Такая война может высвободить силы, которые выйдут из-под контроля, включая ядерное оружие. Русские не проявляли большой сдержанности в конфликтах — обратите внимание на Сирию или Чечню, если на то пошло, — и Путин, вероятно, понимает, что, как только военный джин выпущен из бутылки, он теряет контроль над ситуацией на местах и ​​может не хватить ни способности, ни полномочий для свертывания военной операции. Чего русские хотят, так это пророссийского украинского правительства, не входящего в НАТО. Есть и другие вещи, которые они хотели бы получить, но не получат, например отказ от НАТО или признание аннексии Крыма.

Чего хотят русские и на что они согласятся — две разные вещи. Луганск и Донбасс вряд ли являются приоритетами России, но Россия может согласиться на сделку по этим двум областям, если это лучшее, что она может получить, и если вопрос о членстве в НАТО не обсуждается. Похоже, Россия не требует от Запада согласия на аннексию Крыма. В любом случае это решенная сделка, которую вряд ли удастся отменить.

Примирение. Один из способов решения проблемы расширения НАТО — найти способ примирить Россию с НАТО. Российское участие в НАТО (пусть и ограниченное) может быть восстановлено, и НАТО может согласиться на мораторий на расширение по мере решения основных вопросов между Востоком и Западом. Россия, например, проявляет большой интерес к пересмотру соглашений о контроле над ядерными вооружениями, которые были отменены или приостановлены.

Чтобы добраться до точки, где могут состояться настоящие переговоры, уже ясно, что Вашингтон не может возглавить усилия. Байден, Блинкен и их команда национальной безопасности пытались использовать русских с помощью угроз, которые дали далеко не желаемый эффект. Нужна доверенная третья сторона. Недавно некоторые предположили, что Турция может стать посредником в сделке, но это кажется нереалистичным, поскольку Турция географически находится на периферии НАТО, и Россия ей не доверяет.

Лучшим кандидатом был бы кто-то значительного роста, который имеет как хороший послужной список поддержки НАТО, так и достаточно хорошие отношения с президентом России Путиным. Канцлер Германии в отставке Ангела Меркель — идеальный кандидат на роль ведущей личности на этот пост, поскольку она заручится поддержкой Германии и Франции, с одной стороны, и России — с другой. При нынешнем положении дел больше шансов на войну, чем на мир. Это нужно обратить вспять. Правительство Германии должно попросить Меркель прийти на помощь Европе. Меркель должна отправиться в Москву.

СТИВЕН БРАЙЕН, старший научный сотрудник Центра политики безопасности.