Ситуацию вновь упускают. Решения по топливу нет

Продолжает развиваться ситуация на рынке топлива. Напомню, что за прошедший месяц для стабилизации обстановки был предпринят ряд мер. В частности, правительство ввело запрет на экспорт бензина и дизеля, что позволило утихомирить цены на нефтепродукты внутри России. Что касается конкретики, то на текущий момент оптовая биржевая цена упала от максимумов на 20% по бензину и на 16% по дизелю.

Добралась тенденция спада и до мелкооптового сегмента — в среднем по стране 5-7%. По регионам тут ситуация отличается, где-то буквально пара процентов, а где-то 15-17%. В рознице пока изменений практически нет, но надо понимать, что между крупнооптовым и розничным сегментами, как правило, имеется некоторый лаг. Плюс, недавний рост оптовых цен в таких масштабах до АЗС всё-таки не добрался.

Ситуацию вновь упускают. Решения по топливу нет

Тем не менее, продолжают прорабатываться необходимые для отрасли меры. Так, позавчера Владимир Путин провёл переговоры с членами правительства, где, первую очередь рассматривалась ситуация на рынке топлива. И конкретно по бензину и дизелю. Обратимся к выступлению Александра Новака:

Первое — это корректировка параметров демпфера с учётом текущей макроэкономической ситуации. Речь идёт о повышении коэффициента, который был снижен с 1 сентября, что позволит нам компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок, насытить объёмы внутреннего рынка необходимыми нефтепродуктами.

Второе — ограничение так называемого серого экспорта, чтобы не допускать "вымывания" топлива с внутреннего рынка спекулянтами. Это касается в первую очередь повышения заградительной пошлины для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для перекупки и поставки на экспорт. То есть мы введём, повысим заградительную пошлину с 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

Также считаю возможным полный запрет на продажу на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке и не были произведены, то есть тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на экспорт. Здесь важна также будет совместная работа Минэнерго с Федеральной налоговой службой, с Федеральной таможенной службой по соблюдению этих требований.

Также нам необходимо контролировать уровни наценки, в том числе вместе с Федеральной антимонопольной службой, на АЗС, поскольку при падении биржевых цен это должно отражаться, как я уже сказал, особенно на независимых автозаправках.

Я напомню, что ещё несколько недель назад на ВЭФ Владимир Путин заявил, что правительство упустило ситуацию с рынком нефтепродуктов и поручил предпринять соответствующие меры.

222222222

Пока мы увидели только одну — эмбарго на экспорт бензина и дизеля. Однако она, как я уже писал, может быть только временной. Если не предпринимать системных решений, то уже в течение нескольких недель у нас появятся достаточно серьёзные проблемы, связанные с затовариванием рынка. И, как следствие, с сокращением производства нефтепродуктов.

222222222

Теперь что касается предложений Новака. Первая — это корректировка демпфера. А именно, возврата тех параметров, которые действовали до сентября этого года. В принципе, это самое очевидное решение, которое в текущей ситуации является одним наиболее эффективных (из тех, что можно предпринять оперативно). Напомню, что ранее Минфин урезал выплаты нефтяникам сразу в 2 раза. Что, разумеется, не могло не вызвать повышение цен (особенно на фоне девальвации, чисто технических проблем как ремонт НПЗ и определённые проблемы с логистикой).

Тем не менее, одна лишь корректировка демпфера не будет системным решением. Мы и дальше будем жить от кризиса к кризису. Ведь что такое демпфер? Это компенсация нефтяникам, т.е. разница между экспортной и внутренней ценами. Вообще, демпфер корректировали не раз. В результате мы пришли к тому, что за прошлый год по нему было выплачено более 2 трлн рублей.

Силуанов даже обращал внимание, что маржинальность нефтепроизводителей во многом компенсируется из бюджета. Ситуация совершенно ненормальная. Более подробно этот вопрос я разбирал здесь:

222222222

Однако, с другой стороны, кто заставлял Минфин в 2018 году проводить налоговые манёвры в нефтяной отрасли? Так что то, что сейчас Силуанов заявляет про излишне щедрые выплаты нефтяникам — это ситуация, которую они сами же и породили. И почему-то только в этом году обнаружили, что "что-то идёт не так", и бюджет платит больше, чем зарабатывал до проведения налогового манёвра.

Теперь что касается второй меры, предложенной Александром Новаком. Это ограничение серого экспорта. Разумеется, спекулятивные процессы, когда кто-то покупает топливо на бирже, а потом перепродаёт его за рубеж, ненормальные. И с ними необходимо бороться вне зависимости от того, есть ли у нас кризис на топливном рынке или если его нет.

Однако я снова хотел бы отметить, что данная мера тоже не является стратегической. Да и так называемый серый экспорт у нас составляет лишь несколько сотен тысяч тонн. При том, что потребление бензина и дизеля — несколько десятков млн тонн. То есть никакого серьёзного влияния борьба с ограничением серого экспорта не вызовет.

В общем, за месяц, судя по всему, в правительстве додумались только до этих двух мер. Верней, только по ним пришли к согласованию. Теперь посмотрим, что на это сказал президент:

Смотрите, мы же знаем, из-за чего это происходит, и в связи с ценами на нефть, понимали же, что будет дальше. Это же не первый раз, правильно? Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт — всё понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, Правительство, должны другую делать работу, согласованную, конечно, с компаниями, но у нас задачи-то другие.

В сентябре, по данным Международной биржи в Петербурге, стоимость одного литра бензина АИ-92 выросла на восемь рублей. Мы 21-го числа ввели эти запреты — на экспорт бензина и "дизельки". Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 рубля, до 21-го числа был 49,7 — то есть цена-то растёт в розницу. Меры приняты, а цены растут. Что происходит в других звеньях, потребителя мало интересует, потребителю же результат нужен.

То же самое касается и сельхозпроизводителей. Я вам говорил и вчера, и сегодня уже говорил, в некоторых регионах люди ездят — условно, конечно, "ездят", — покупают "дизельку" в соседних регионах, потому что у них ничего не снижается. А в отдельных регионах даже подросла цена на "дизельку", подросла.

Поэтому будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают, и с компаниями надо плотнее работать, мы уже с вами говорили, чтобы они тоже и свою ответственность понимали. Ясно, что экономика компаний и для нас важна, это курица, которая приносит золотые яйца, это понятно, мы должны бережно к ним относиться, всё понятно. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы просил вас более оперативно.

Ну, это по сути прямая претензия к правительству. Потому что Владимир Путин, наверное, уже раз в третий за последний месяц-полтора обращает внимание на данную проблему и пытается добиться её решения от представителей профильных ведомств. Однако Минэнерго и Минфин всё никак не могут найти общий язык. А всё потому, что у них разные задачи. У Минфина — это бюджет, а у Минэнерго — обеспечение стабильности функционирования внутреннего рынка.

При этом Минэнерго никак не может влиять на налоговую политику. Я полагаю, что будь на то воля Новака или же Шульгинова, налоговый манёвр был бы тут же отменён. И были бы возвращены старые, но при этом простые и понятные правила игры. Однако таких полномочий у них нет, только право высказывать своё мнение.

Однако вот мы видим, что тот же Новак про налоги в своём выступлении даже не упомянул. Хотя именно от них в первую очередь и зависит стабильность внутреннего рынка. Вариантов ответа здесь может быть два. Либо эту тему не пытаются даже обсуждать, потому что Минфин на отмену налогового манёвра не пробьёшь, т.к. ему придётся расписаться в собственной некомпетентности.

Либо соответствующее обсуждение в правительстве всё же идёт, но но его просто не хотят выносить в открытый информационный фон. Поскольку тогда могут последовать достаточно серьёзные шаги со стороны нефтяных компаний. Которые вполне могут ринуться вывозить как можно больше нефти и нефтепродуктов. Какая версия окажется верной, мы скоро, надеюсь, узнаем.

Кстати, хотел бы также обратить внимание, что Новак в своём заявлении апеллировал к т.н. "независимым АЗС", т.е. тем, которые не вписаны в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Они не производят и не перерабатывают нефть, а только её покупают и дальше уже реализуют. И на независимых АЗС цены выросли сильней. Новак это подчеркнул несколько раз.

Теперь интересно, последует ли за этим передел рынка и централизация в пользу ВИНК. Я, например, не понимаю, почему у нас в нефтяной отрасли так много частного капитала. Да, я за частный капитал в ИТ-сегменте, транспортном машиностроении, производстве компонентов и т.д. То есть там, где нужны действительно нестандартные подходы. Но что касается топлива, то тут всё должно полностью контролировать государство. А если и имеются частные игроки, то должны быть четкие правила — беспрекословно выполнять указы правительства. А то при таком раздолье в нефтяном секторе, вовсе неудивительно, что мы имеем соответствующие результаты.

Теперь перейдём к предложению Силуанова. На мой взгляд, оно, в принципе, выглядит неплохо:

Мы готовы в этом году оперативно отреагировать, предоставив часть дополнительных ресурсов в виде дополнительной финансовой помощи, но надо, я согласен, решать системно. Предположим, мы с "удобренщиками" приняли системное решение: часть они поставляют на внутренний рынок по фиксированным ценам, оставшуюся часть — на экспорт.

Или можно какой-то определённый объём мазута закупать для государственных нужд, в первую очередь для регионов. И можно это делать у тех компаний, которые сейчас получают определённые преференции после тех "маневров" в нефтепереработке, которые предлагает Минэнерго. То есть чтобы это было не накладно ни для региональных бюджетов, ни для федерального бюджета.

Тут Антон Германович привёл аналогию с рынком удобрений. И, действительно, если мы посмотрим на опыт данной отрасли, то увидим, что результат имеется. Так, в 2022 году, когда мировые цены росли, производители удобрений закономерно начали стремиться направить как можно больше объёма на экспорт. И тогда правительство очень оперативно договорилось с производителями, что необходимый объём для внутреннего рынка будет поставлен по фиксированной цене.

В итоге сейчас у нас стоимость удобрений всех видов в номинальном выражении в рублях находится на уровне 2021 года. А в реальном, понятно дело, ещё меньше. Теперь то же самое Силуанов предлагает сделать и с топливным рынком.

В принципе, предложение имеет право на существование. Действительно, если Минфин не хочет отменять налоговый манёвр, то давайте пойдём тем путём, что и на рынке удобрений. Другое дело, что топливный рынок более сложный. Но разбираться с этим, видимо, будет задача Минэнерго.

Ну и наконец, заключительное слово Путина:

Послушайте, я с Вами согласен в той части, когда Вы сейчас говорили о том, что у нас есть практика по другим отраслям. Допустим, по удобрениям. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимые объёмы, а потом зарабатывайте на внешнем. Есть же, работает — ну и работает. Ясно, что здесь есть своя специфика, у "нефтянки", но тем не менее большой разницы-то нет. Но надо только своевременно эти решения принимать, и всё.

Есть и другие варианты: своевременное принятие решений по демпферу и так далее. Есть и другие варианты. Но есть и вопросы, связанные с налогообложением: они [компании] начали зарабатывать на большой цене — бюджет тоже зарабатывает. Здесь тоже можно подумать о каких-то уточнениях. Бюджет зарабатывает, они говорят: верните нам эти деньги, которые бюджет заработал.

Подумайте. Мы же видели, что происходит. И заранее можно предложить эти варианты решения, и своевременно, автоматически будем тогда реагировать на происходящие события при повышении и понижении цен.

В общем, президент в очередной шанс даёт правительству согласовать и выработать какую-то единую позицию. В принципе ситуация, полагаю, должна решиться в течение ближайших недель. Потому что пока ввели лишь косметические меры ввели. Да, они дали свой результат, но необходима именно системная работа. В противном случае уже зимой нас ждёт новый кризис.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!