Скандал с Нафтогазом по окончании спора вокруг «Северного потока 2» помешает усилиям Польши
Православная Пасха в Украине ознаменовалась неясными кадровыми изменениями в «Нафтогазе» Украины. Эти изменения могут осложнить спор по поводу «Северного потока-2» в его ключевой момент и, в частности, нанести ущерб Польше
Дело Нафтогаза
Президент «Нафтогаза» Украины Андрей Коболев был отправлен в отставку незадолго до Пасхи по православному календарю. Это произошло через семь лет на этой должности после революции Евромайдана 2014 года. Его сменил его бывший подчиненный и соперник Юрий Витренко. Официальная причина отставки — убытки Нафтогаза в 2020 году. Однако рассматривать их как реальную причину сложно, поскольку весь газовый сектор Европы в прошлом году понес убытки из-за пандемии коронавируса. Также стоит отметить, что «Нафтогаз» имел историческую задолженность перед государственной «Укрнафтой» и государственным бюджетом из-за неоплаченных счетов на внутреннем рынке в 2015-19 годах. Нафтогаз Украины выплатил в бюджет Украины 141 миллиард гривен, или 13 процентов доходов бюджета в 2020 году, в счет погашения долга. Изменения на розничном рынке газа, внесенные весной 2020 года, должны были привести к постепенному устранению этих отставаний. Во время президентства Коболева компания продолжала диалог с США и Германией по спорному газопроводу «Северный поток 2», активно лоббируя прекращение его строительства. Эти процессы были поставлены под сомнение с неожиданной сменой караула в компании, расположенной на Крещатике в Киеве.
28 апреля правительство Украины отозвало наблюдательный совет и президента Нафтогаза. Совет собрался 30 апреля и подал в отставку в полном объеме. Теперь ей грозит временный двухнедельный период уведомления, в течение которого она передаст руководство новой команде. Коболев официально поблагодарил за работу своей команды по реформам, а Витренко объявил об их продолжении. Однако он начал свое президентство с того, что указал предыдущим властям на «неутешительные результаты 2020 года» и снижение добычи газа на Украине. Стоит напомнить, что во время президентства Петра Порошенко Украина объявила, что станет независимой от импорта газа в 2020 году благодаря увеличению внутренней добычи. Витренко, похоже, возвращается к этим планам. — Мы должны заставить украинскую газодобывающую промышленность увеличивать добычу, чтобы удовлетворить потребности украинских потребителей, — сказал он на первой пресс-конференции. Он заверил, что будущие кадровые изменения будут происходить только предметными критериями. Витренко также хочет бороться за перенос пунктов забора газа с восточной границы на западную, чтобы «Нафтогаз» отвечал за поставки газа на украинскую территорию. Это тоже идея 2014 года, которая еще не реализована.
Изменения в «Нафтогазе» были поставлены под сомнение этой компанией до того, как они были реализованы. 28 апреля «Нафтогаз» заявил в пресс-релизе, что решение правительства Украины о роспуске наблюдательного совета было «юридической манипуляцией», подрывающей принципы корпоративного управления казначейскими компаниями. Он предупредил, что предлагаемые изменения в правлении «Нафтогаза» могут быть представлены только советом, а не посредством «ручного управления» из Киева. — Несмотря на кризис и растущие долги партнеров Нафтогаза из-за юридических лазеек, возникших в результате госрегулирования, этой компании удалось в 2020 году принести в бюджет 141 миллиард гривен доходов, — напомнила команда Коболева на момент отставки. Она упомянула о 57 миллиардах гривен на счету «Нафтогаза», что позволяет ему поддерживать ликвидность как единственной компании казначейства с такими резервами. — Поведение правительства — сигнал для всех госкомпаний. Действия в пользу бюджета и граждан Украины не в интересах определенных политических сил и могут быть наказаны. Это явный сигнал для инвесторов о том, что условия работы компаний в Украине непредсказуемы и могут измениться в зависимости от политической ситуации, сообщил «Нафтогаз» в заявлении, которое уже снято с его сайта.
Изменения по окончании спора по Северному потоку 2
Изменения в Киеве вызвали реакцию на Западе. Госсекретарь США Энтони Блинкен поднимет эту тему во время своего визита в украинскую столицу в первую рабочую неделю мая. Американцы «глубоко обеспокоены» недавними изменениями. «Эти действия являются последними примерами игнорирования передовой практики и представляют опасность для с трудом достигнутого экономического прогресса Украины», — предупредил представитель Госдепартамента США. «Мы продолжим поддерживать Украину в ее усилиях по укреплению ее институтов, в том числе путем развития демократических институтов, а также реформ корпоративного управления, но лидеры страны также должны делать свою работу», — добавил он. Филип Рикер, исполняющий обязанности заместителя госсекретаря по европейским и евразийским делам, ответил на вопрос журналистов, появится ли тема «Северный поток 2» и Украины в двусторонних переговорах между США и Германией во время саммита G7. Посол Рикер заверил, что «Северный поток 2 остается спорной темой». — Мы продолжим представлять Германии наши взгляды на этот проект, что он должен быть приостановлен законом, который мы ввели, но также будет много других тем для обсуждения с Германией. У нас будет стандартный пул двусторонних дискуссий на эту тему, — заверил дипломат. Он также напомнил, что США обеспокоены процессом непрозрачных изменений в «Нафтогазе». — Любые попытки изменить способ управления и избрание властей в госкомпаниях вызывают беспокойство, — сказал Рикер. Он упомянул о поддержке США изменений по Украине в энергетике на сумму 110 миллионов долларов. Эти темы, в свою очередь, предстоит обсудить с президентом Украины Владимиром Зеленским. — Мы призываем руководство Украины придерживаться практики прозрачного корпоративного управления в отношении управления казначейскими компаниями. Это касается и энергетики, добавил дипломат, которого цитирует Белый дом.
Спорные изменения в «Нафтогазе» происходят в самый неподходящий момент. Баржа "Фортуна" и корабль "Академик Черский" продолжают строительство спорного газопровода «Северный поток 2» из России в Германию. Американцы не продлевают санкции, и к 17 мая список субъектов, подпадающих под их действие, должен быть дополнен новым «черным списком» в соответствии с положениями, обязывающими Госдепартамент сделать это. Кандидат в канцлеры от партии зеленых Анналена Баербок на конференции DFS 2021, организованной немецким аналитическим центром DGAP, признала, что «Северный поток-2» может быть завершен, но поставки с его использованием не должны начаться. В этом контексте она сослалась на директиву Евросоюза по газу, которой этот спорный газопровод должен быть подчинен в случае его завершения. Это означает, что даже самые скептически настроенные к этому проекту силы в Германии признают, что его невозможно заблокировать, даже если зеленые присоединятся к правительству после парламентских выборов в сентябре. Строительство «Северного потока 2» также должно быть завершено в сентябре 2021 года, чтобы он был готов к эксплуатации с 2022 года.
Удар по усилиям Польши
Скандал с «Нафтогазом» не будет способствовать лоббированию этого проекта в Вашингтоне, который все еще колеблется между принятием мер, реально угрожающих завершению «Северного потока-2», и поиском решения в сотрудничестве с Германией, которое позволит его завершить: мораторий на строительство или прекращение поставок. Стоит отметить, что Украина была активным противником «Северного потока — 2» в сотрудничестве, в частности, с польским правительством. Министры иностранных дел этих стран обратились к США в Financial Times с призывом остановить спорный проект «Северный поток 2.» Оба дипломата добивались в Вашингтоне незамедлительных действий, чего в настоящее время не видно по продлению санкций. Тем не менее, все еще возможно вовлечь Киев и Варшаву в возможные переговоры с Германией о моратории или об отключении «Северный поток 2». Скандал Нафтогаза затруднит сотрудничество в этой сфере, а также ударит по авторитету этой компании, рассчитывающей на сотрудничество с поляками по добыче газа, от которого так зависит новый гендиректор. Это также несомненный удар по возможному продолжению переговоров по долгосрочному контракту PGNiG-Нафтогаз, которые не дали результата в течение многих лет.