Сломали челюсть подростку и избили третьеклассницу: что грозит Адаму и Вахиду, напавших на учеников в школе. Подробности резонансного дела.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Сломали челюсть подростку и избили третьеклассницу: что грозит Адаму и Вахиду, напавших на учеников в школе. Подробности резонансного дела.ВчераВчера25426 минОглавление
В российских школах всё чаще всплывают тревожные сигналы, связанные с поведением детей мигрантов. Два громких случая — в Тверской области и в Москве — вызвали волну общественного возмущения, заставив заговорить не только родителей и педагогов, но и правоохранительные органы.
Тверская область: школьная травля в Рамешках
Поселок Рамешки, расположенный в Тверской области, оказался в центре скандала после того, как два третьеклассника Адам и Вахид (имена изменены — прим. автора), приехавшие с семьями из Таджикистана, избили свою одноклассницу. Девочку из многодетной местной семьи госпитализировали, а её отец обратился с заявлением в полицию. В настоящее время делом заинтересовались следственные органы.
Ранее Рамешки были обычным селом, но после появления многоэтажек и доступного жилья поселок стал привлекать мигрантов из стран Средней Азии. Приезжие приезжают семьями, арендуют или покупают жильё, получают российское гражданство. Мужчины в основном трудятся в Москве, а дома остаются женщины с детьми — зачастую многодетные семьи.
По словам родителей и педагогов, взрослые мигранты ведут себя спокойно, однако среди детей конфликты возникают всё чаще. Школьная агрессия, по словам местных, длится годами: ссоры, обзывания, мелкие драки между детьми, которые, по всей видимости, не получают должного воспитательного контроля дома.
Мама пострадавшей рассказала, что её дочь подвергалась постоянным оскорблениям, в том числе сексуального характера, а затем и физическому насилию.
— Они позволяют себе выражения, значения которых моя дочь до этого, наверное, даже не знала. Называют её грязными словами, предлагают непристойности, — делится мама девочки. — А теперь дошло до рукоприкладства.
Причем ещё до избиения отец школьницы пытался добиться реакции от администрации школы, но меры не дали эффекта.
— Мы обсуждали поведение этих мальчиков с их родителями, они пообещали разобраться. Но, к сожалению, дети продолжают провоцировать сверстников, — рассказала одна из местных мам журналистам.
Школа в Рамешках — единственная на весь посёлок, и в некоторых классах почти половина учеников — из семей мигрантов. Местные жители уверены, что дело не в национальности, а в отсутствии должного воспитания: родители часто заняты, а дети предоставлены сами себе.
Примечательно, что мать одного из нападавших сама работала в школе, пусть и недолго — в должности уборщицы. Но даже это не помогло наладить контакт с ребёнком.
— Она была уборщицей. Проработала недолго — дети часто болели, ей приходилось уходить с работы. Потом, кажется, уволили, либо она ушла сама. Детей у неё много, а муж, вероятно, на заработках. Видно, что она не справляется, — рассказывает жительница поселка.
Мама пострадавшей девочки тоже работает — в ближайшем супермаркете, кассиром. Её семья, как и у приезжих, многодетная. Средний ребёнок также учится в той же школе. Таким образом, обе семьи находятся в похожих условиях — обе имеют российское гражданство.
Сейчас Следственный комитет проверяет обстоятельства инцидента. Если вина подтвердится, речь может идти о выдворении родителей из России, что в последнее время становится не таким уж редким явлением. В практике уже встречались случаи, когда поведение несовершеннолетних становилось причиной серьёзных последствий для всей семьи.
К примеру, недавно завершилось расследование аналогичного дела в Свердловской области. Там подросток по имени Давид терроризировал школу. Особым резонансом обернулось видео, на котором видно, как он с силой ударяет одноклассницу ногой в грудь. Девочка спокойно стояла у окна, не подозревая об угрозе. Позднее выяснилось, что до этого он неоднократно бил её кулаками. Пострадавшая — 14-летняя школьница, физически слабее нападавшего, не имела шансов защититься.
Общественный резонанс вокруг инцидента спровоцировал новую волну откровений: другие школьники начали рассказывать о схожих эпизодах агрессии со стороны этого же подростка. Одним из них стал случай с младшеклассником — учеником четвёртого класса, к которому нападавший подошёл с вымогательством денег. Однако мальчику удалось постоять за себя, отказавшись выполнять требования, несмотря на давление. Этот эпизод также вошёл в состав уголовного дела. По итогам расследования подростку было предъявлено обвинение, и теперь его семье, как и в других подобных случаях, может грозить депортация.
Москва: сломанная челюсть за внешний вид
Похожий случай произошёл и в одной из столичных школ — №2120. Там двое подростков-мигрантов напали на ученика 8 класса. Причина — внешний вид подростка, который, судя по сообщениям, вызвал агрессию у нападавших. Избиение оказалось настолько жестоким, что школьнику диагностировали перелом челюсти и экстренно госпитализировали.
Сразу после случившегося в социальных сетях появились обращения родителей учеников, где утверждалось, что руководство школы пытается замолчать инцидент. По их словам, директор просил не распространять информацию, что вызвало волну возмущения и требований справедливости.
— Директор школы 2120 Дмитрий Ланщиков, который судя по всему, ради красивых показателей, готов всё это спускать на тормозах и подвергать детей унижению, насилию там, где этого быть не должно — в Школе, — возмущаются родители учеников в соцсетях.
В дальнейшем, под напором общественности, администрация школы все же выпустила официальное заявление подтверждающее факт происшествия. Сообщается, что начато служебное расследование и все необходимые сведения направлены в правоохранительные органы. Таже сказано, что виновники инцидента могут быть поставлены на внутришкольный учёт.
— Мы считаем произошедшее недопустимым. Приняты меры по усилению педагогического контроля во время перемен. Родители нападавших вызваны в школу, с ними проведена профилактическая беседа. Кроме того, с детьми планируются занятия по вопросам ненасильственного общения, — говорится в сообщении школы.
Пострадавшему ученику пообещали не только медицинскую, но и психологическую помощь со стороны специалистов и педагогов.
Вот только подобные меры многие считают явно недостаточными. Люди требуют не только реакции в виде "профилактических бесед", но и честных ответов на прямые, острые вопросы:
- Куда смотрит родительский комитет? Почему он не инициирует обсуждение ситуации и не поднимает проблему на уровень городских или федеральных инстанций?
- Почему до сих пор нет официального обращения к детскому омбудсмену по Москве? Защитой прав детей должен заниматься уполномоченный представитель, но в данных случаях его позиция не была озвучена.
- Почему родители других пострадавших учеников не обратились с заявлениями в полицию и Следственный комитет? Вопрос остаётся открытым: боятся, не верят в эффективность или им мешают?
- Где работа инспекции по делам несовершеннолетних? Случаи насилия в школе не единичны, а реакции от ПДН — минимальны или вовсе отсутствуют.
- Как обеспечивается безопасность в учебных учреждениях? Почему, когда в школах происходят избиения с тяжёлыми травмами, ни педагоги, ни охрана не вмешиваются? Этот вопрос напрямую адресован Дмитрию Ланщикову — руководителю образовательного комплекса.
- Почему в образовательных учреждениях обучаются дети, не владеющие русским языком? Каким образом они были зачислены, на каком основании и как проходит их адаптация — остаётся неясным. Это вызывает обоснованные вопросы у родителей других учеников.
- Почему каждый случай школьного насилия "замалчивается"? Родители жалуются, что заявления игнорируются, разбирательства не проводятся, а детей, столкнувшихся с угрозой, фактически вынуждают переходить в другие школы.
- И, наконец, главный вопрос: чьи интересы отстаивают администрация школы, органы правопорядка, прокуратура и Следственный комитет? Возникает ощущение, что интересы детей — отнюдь не в приоритете. Обеспокоенность, вызванная действиями (или бездействием) конкретных должностных лиц, требует публичной реакции и разъяснений.
Общий тренд или тревожные сигналы?
Оба случая, в Рамешках и в Москве, поднимают острый вопрос — что происходит в российских школах и почему конфликты между детьми перерастают в серьёзные травмы и социальное напряжение? Важным аспектом остаётся культурная адаптация мигрантов, качество семейного воспитания и внимание со стороны образовательных учреждений.
Общество требует более жёсткой реакции и открытости от школьных администраций, а также реальных мер по профилактике насилия среди подростков — независимо от их происхождения.