Сломанный «Дух». Почему единственный полк самых дорогих в истории «стелсов» В-2 Spirit сейчас оказался небоеспособен

Сломанный "Дух". Почему единственный полк самых дорогих в истории "стелсов" В-2 Spirit сейчас оказался небоеспособен.В октябре 2022 года прилёт В-2 в Европу, и посадка на один из польских аэродромов вызвал восторженный рёв у местной прессы. Но прошло всего два месяца и все 17 «стелсов» оказались не у дел. Фото USAF

Декабрь традиционно радует любителей военной техники новинками. Военные ведомства и фирмы производители тоже не чужды новогоднего переполоха, хоть и в своем собственном понимании. В США последний месяц года был ознаменован сразу двумя хорошими для Пентагона новостями. Это выкатка прототипа новейшего бомбардировщика В-21 «Райдер», который сами американцы безапелляционно записали в «шестое поколение» и успешное испытание прототипа гиперзвукового авиационного комплекса фирмы «Локхид Мартин». Обе новости носят несколько половинчатый характер, так как гиперзвуковая ракета пока ещё только в начале пути к серийному производству. А»Райдер» ещё ни разу не летал, не имеет основного оружия и использует двигатель Pratt & Whitney F135, который последний год из категории «технологического чуда» плавно скатился в «очередной сверхдорогой полуфабрикат». Его ресурс оказался в три раза ниже против 4000 часов, заявленных производителем. В общем, возни ещё с этим «Райдером» предстоит по ощущениям года три, если не больше. А между тем, проблема с малозаметными бомбардировщиками в U.S. Air Forces, которые якобы давали им неоспоримое преимущество в случае начала широкомасштабных военных действий с сильным противником, встает, что называется , в полный рост. За последние полтора года уже два Northrop B-2 Spirit, с большой долей вероятности, или, как у наших «партнёров» «хайли-лайкли» ряды ВВС США безвременно покинули, и на службу больше никогда не вернутся.

Сломанный "Дух". Почему единственный полк самых дорогих в истории "стелсов" В-2 Spirit сейчас оказался небоеспособен.«Спириты» фактически были приняты на вооружение в 1997 году и вскоре приняли участие в бомбардировках Югославии. Каждый такой самолет стоит более двух миллиардов долларов без учёта обслуживания. Фото USAF

Первый «Дух» хорошенько навернулся после схода с взлетно-посадочной полосы авиационной базы «Уайтмен» неподалёку от города Канзас-Сити в США. Причиной аварии, произошедшей в середине сентября прошлого года якобы стало некачественное взлётно-посадочное устройство. Грубо говоря, самый дорогой самолёт в истории авиации мог стать жертвой микротрещины в шасси и от того, что его техники не следили за устройством должным образом. Кстати, две декабрьские аварии других «стелсов», многоцелевых самолётов Ф-35, тоже каким-то образом связаны с проблемами со взлётно-посадочным устройством. Но это уже пусть их комиссии выясняют кто там накосячил. Ремонт Spirit оценили в сто миллионов долларов, но никаких работ так и не начиналось.

А 10 декабря уходящего года 509-го бомбардировочного полка USAF понёс ещё одну потерю. На этот раз «Дух» не только помялся, но и, как говорят, почти полностью выгорел. Авария оказалась настолько серьезной, что работа единственной базы «Уайтмен», способной производить полноценное обслуживание В-2, оказалась парализованной. А без постоянного обслуживания он представляет собой обычный, не слишком быстрый большой самолёт, лучшие годы которого уже давно остались позади. Из-за того, что закрыта взлётно-посадочная полоса, весь флот самых дорогих американских «стелсов» до конца декабря оказался не у дел. И случись сейчас какая эскалация, вся эта армада (17 машин) стоимостью более 35 миллиардов долларов, будет стоять на приколе.

Сломанный "Дух". Почему единственный полк самых дорогих в истории "стелсов" В-2 Spirit сейчас оказался небоеспособен.В-2 способен нести до 16 ядерных бомб или несколько десятков 225 кг ФАБов. Кроме того, он может быть вооружен 12 планирующими бомбами JDAM или 16 крылатыми ракетами JASSM. Фото USAF

С другой стороны, у американцев есть вполне приличный повод для радости. К примеру, только содержание такого бомбардировщика в год стоит примерно как два новеньких Ф-35, а час полёта более 130 тысяч. А летают такие самолёты далеко и долго. В-2 к примеру принадлежит неофициальный рекорд по продолжительности полёта, 44 часа с дозаправками. И базироваться они могут исключительно на территории США. Так что всё не так уж плохо. Да и нам спокойнее. Минус два дорогущих флагманских самолёта потенциального противника примерно за год — довольно неплохой результат.