Сначала раздадим частникам, а потом будем считать убытки. Хуснуллин хочет построить

Сначала раздадим частникам, а потом будем считать убытки. Хуснуллин хочет построить "Меридиан"

На днях вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о том, что правительство вернулось к обсуждению проекта строительства «первой частной» автотрассы «Меридиан».

Данный проект предполагает строительство 2 тысяч километров по территории Поволжья и Центральной России

Строительство «Меридиана» было заявлено несколько лет назад. Причем проект позиционировался как первая частная трасса. Действительно, «Русская холдинговая компания» готова была вложить порядка 600 млрд рублей в строительство. Цена вполне сопоставима с трассой М12 Москва — Казань.

Однако понятно, что таких денег у «Русской холдинговой компании» не было, поэтому, скорее всего, она рассчитывала привлечь банковское и, возможно, государственное финансирование. Но не только от российских юридических лиц, но и от китайцев и казахов, который также заинтересованы в проекте.

С одной стороны, «Меридиан» выступает конкурентом строящейся нынче трассе М12 Москва — Казань — Екатеринбург. Однако вспомним о недавней информации, что эту трассу предполагается продлить до границы с Монголией. Это означает, что транспортные потоки М12 и «Меридиана» не будут дублировать друг друга. По «Меридиану» будут ехать грузы из западных провинций Китая, по М12 — из северо-восточных.

Карта проекта:

Сначала раздадим частникам, а потом будем считать убытки. Хуснуллин хочет построить "Меридиан"

Следует отметить, что «Русская холдинговая компания», проделала, действительно, большой труд, разработав «нулевой» этап проекта. В него вкладывались сравнительно большие суммы. Во всяком случае, именно «Русская холдинговая компания» предложила такой маршрут, о котором в правительстве ранее никто не задумывался.

Сейчас же вице-премьер Марат Хуснуллин объявил, что правительство возвращается к проекту. В «Автодоре» даже дали более подробную информацию. Так, глава госкомпании Вячеслав Петушенко отметил, что к настоящему моменту 100% внебюджетного финансирования проект уже не потянет. Скорее всего это будет концессия: 50% государство, 50% — частный инвестор.

Но здесь возникает вопрос: зачем государству отдавать столь интересный проект в частные руки? Безусловно, «Русская холдинговая компания» проделала отличную работу, предложив и разработав проект. Вполне адекватно было бы компенсировать «Русской холдинговой компании» все понесенные затраты, а также выдать своеобразную премию. Пусть это будет даже несколько миллиардов, а то и около 10 млрд рублей.

Тогда пример «Меридиана» может стать началом активного государственно-частного партнерства. Но не в области создания инфраструктуры, что во многом противоречит принципам эффективности, а в разработке и отборе проектов.

Конечно, сейчас это будет уже не 600 млрд рублей, а все 800 млрд — 1 трлн, однако у государства есть эти деньги. Даже смешно в очередной раз говорить о Фонде национального благосостояния, профицитном бюджета, уже даже не вспоминая о таком замечательном механизме, как ограниченная эмиссия.

Государство может самостоятельно реализовать проект. Как и многие другие. Например, сегодня стало известно, что власти Подмосковья намерены заключить концессионное соглашение о строительстве дублера Егорьевского шоссе с частной компанией ООО «М.Е.Т.К.». Стоимость — 60 млрд рублей.

Здесь даже не обвинишь администрацию Московской области. Егорьевское шоссе разгружать надо, но как это сделать при масштабнейшем изъятии средств из экономики, которое проводят системные либералы? Например, в настоящий момент достаточно всего лишь трех дней работы бюджетного правила (скупка валюты на 25,9 млрд), чтобы полностью покрыть потребности на строительство платного дублера.

И получается так, что частные акционеры забирают самые востребованные маршруты, а государству остается только лишь нести убытки на ремонт и строительства бесплатных альтернатив.