Снизит ли Трансадриатический трубопровод (ТАР) цены на газ в Европе?

Снизит ли Трансадриатический трубопровод (ТАР) цены на газ в Европе?

Открытие Трансадриатического газопровода (TAP) является важным шагом в европейской политике по диверсификации поставок газа из России, повышению энергетической безопасности стран Средиземноморья.

Трансадриатический газопровод начинает работу

TAP, или Трансадриатический газопровод , является частью Южного газового коридора, по которому природный газ с месторождения Шах Дениз II в Азербайджане транспортируется в Европу. TAP, соединяющийся с Трансадриатическим газопроводом (TANAP) на греко-турецкой границе, пересекает северную Грецию, Албанию и Адриатическое море, чтобы затем транспортировать газ в южную Италию, где он соединяется с итальянской распределительной сетью.

TAP имеет протяженность 878 км и представляет собой инфраструктуру, способную транспортировать 10 миллиардов кубометров в год новых поставок газа из Азербайджана на европейские рынки. Газопровод спроектирован и построен с возможностью увеличения его транспортной мощности вдвое, до 20 миллиардов кубометров в год.

Например, среднегодовая потребность в газе Нидерландов составляет 36 миллиардов кубометров, Франции — 42 миллиарда кубометров, а Италии — 73,7 миллиарда куб. (данные за 2019 год). Это означает, что если весь газ, транспортируемый TAP, будет потребляться в Италии, это покроет около 13 процентов от общей годовой потребности в газе.

Снизит ли Трансадриатический трубопровод (ТАР) цены на газ в Европе?

Влияние TAP на цены на газ в Европе

Как правило, увеличение количества источников поставок газа и диверсификация магистральных трубопроводов способствуют унификации механизмов ценообразования на европейских газовых биржах — именно этого и следовало ожидать от Италии. Ожидалось, что процессу гармонизации цен на различных европейских рынках будет способствовать улучшение условий закупок в странах, где цены на газ выше.

Местное производство электроэнергии в значительной степени основано на производстве с помощью газовых электростанций с комбинированным циклом, то есть с паровым циклом, а самая высокая цена на газ в Европе напрямую оборачивается высокими ценами на электроэнергию. Высокие цены на электроэнергию — также для промышленного и производственного секторов — означают, что итальянские предприниматели менее конкурентоспособны, чем другие европейские производители.

Исторически сложилось так, что средняя разница в цене между PSV и TTF составляет около 2 евро / 2,5 (в зависимости от сезона и спроса), как показано на диаграмме ниже. Невооруженным глазом видно, что значение PSV всегда выше до осени 2020 года (де-факто, момента открытия ТАР). В 2019 году средняя разница в цене между PSV и TTF составляла 2,7 евро; в 2020 году разница составила всего 1,14 евро (что, однако, могло быть связано с низким спросом, связанным с эпидемией COVID-19), а в течение первых двух месяцев этого года — 0,35 евро в пользу итальянцев.

Также обратите внимание на количество дней, когда PSV завершил торговый день ниже TTF. Такого не было в 2019 году (!), В 2020 году это было 33 раза, а в январе / феврале 2021 года — уже 22.

Снизит ли Трансадриатический трубопровод (ТАР) цены на газ в Европе?

Снизит ли Трансадриатический трубопровод (ТАР) цены на газ в Европе?

Однако у TAP определенно больше преимуществ, чем просто снижение цен на газ, особенно если принять во внимание внешнюю политику Италии и ЕС в целом: большая гибкость, быстрая реакция на рыночные изменения, благоприятные цены — это не только экономические и финансовые выгоды, но и инструмент давления. Власть, которая до сих пор занимает (и продолжает занимать) доминирующее положение на энергетическом рынке, часто использовала контракты на поставку газа в целях своей внешней политики. Строительство и расширение Южного газового коридора — один из наиболее важных шагов, которые Европейский Союз может предпринять для диверсификации своих поставок газа.

Политические вызовы Трансадриатического газопровода

Однако Южный газовый коридор предлагает не только преимущества, но и множество вопросов, которые Европа должна задать себе в долгосрочной перспективе. Расширение газопровода, которое потребует решения европейских планов декарбонизации, которые препятствуют строительству крупных инфраструктурных сооружений для ископаемого топлива, также должно быть согласовано с геополитическим контекстом на Кавказе, который касается территории Нагорного региона. Карабах (это точка на маршруте газопровода, которая из-за многочисленных конфликтов не позволяет инвесторам вкладывать средства в эту область).

Нагорный Карабах — это территория с армянским большинством, которая была передана в 1923 году Азербайджанской Советской Социалистической Республике. С 1994 года это была арена повторяющихся и жестоких столкновений, которые начались после провозглашения независимости от Баку под названием Республики Арцах ( Нагорный Карабах), поддерживаемой в военном отношении Арменией, и со столицей Степанакертом. Россия, США и Франция, а в последнее время и Европейский союз, предпринимали многочисленные попытки посредничества, но результаты были неудовлетворительными. Частые вооруженные конфликты в этом регионе мешают инвесторам вкладывать средства в газопровод. Однако, если у Европейского Союза есть долгосрочный план расширения коридора, это один из наиболее важных элементов, который необходимо решить, чтобы он перестал быть фактором повышения цен на газ.