Согласованность действий – важнейшее условие перехода к опережающей модели развития экономики
Материал рубрики «Мнение профессионалов»
· Сложно себе представить, что бы непосредственно в период проведения СВО на уровне командования обсуждалась бы проблема согласованности действий отдельных участников операции. Но в сфере регулирования экономики, как показывает текущая практика это возможно и происходит. Казалось бы, абсолютно разные темы и нельзя сравнивать. Может и так. Однако России объявлена экономическая война. Причем руководство ЕС и многие лидеры западных стран не стесняются прямо заявлять, что эта война, как минимум, на истощение, а возможно и на уничтожение. Так что, аналогии все же правомерны. В чем же суть проблемы?
· С момента начала применения «коллективным Западом» широкомасштабных санкций руководством страны и органами государственного управления с учётом новой реальности оперативно разрабатываются адресные, комплексные и системные меры по стабилизации экономики. Выступая 13 апреля в Совете Федерации вице премьер А. Белоусов отметил, что для решения этой задачи в кратчайшие сроки была создана жёсткая система антикризисного управления. В целях практической реализации принимаемых решений была сформирована централизованная система оперативных штабов, замкнутая на комиссию по повышению устойчивости российской экономики, возглавляемую Председателем Правительства. Создан и функционирует механизм отслеживания результативности принимаемых решений.
· О результативности предпринимаемых действий, в частности, свидетельствует то, что с начала введения санкций, по состоянию на апрель, уже было принято пять пакетов мер – это 250 мероприятий, из которых по 176 – уже принята нормативная база. Правительством утверждены 42 стратегические инициативы, которые будут реализовываться в 2022-2024 годах.
· Практические решения приняты по обеспечению функционирования в текущих условиях отдельных отраслей и сфер экономики и регионов, включая авиастроение микроэлектронику, агропромышленный комплекс, дорожное строительство, а также мер по развитию регионов Дальнего Востока и др. Распространено действие специальной кредитной программы системообразующих организаций на предприятия ракетно-космической отрасли и атомной энергетики.
· Разрабатываются программы, которые нацелены на решение вопросов стратегического характера. Подготовлен проект новой промышленной стратегии России, интегрирующий стратегические инициативы в обрабатывающей промышленности. Программа индустриализации, разрабатываемая Минпромторгом, ориентирована на наращивание до 75% долю отечественных компонентов в продукции 10 ключевых отраслей производства. Минэкономразвития подготовило проект создания системы отраслевого государственного планирования в сфере микроэлектроники.
· Для государственного регулирования экономики в текущих условиях стратегическое значение имеет сформулированная Председателем Правительства задача перехода «от догоняющей модели развития к опережающей», что требует «новых общесистемных инструментов поддержки, в том числе серьезных стимулов для развития промышленной инфраструктуры и межотраслевой кооперации».
· Все вышеизложенное позволяет полагать, что цели и стратегия определены, понятны всем органам государственного управления. Соответственно на этой основе должны осуществляться согласованные и интегрированные действия в рамках экономической политики.
· Однако не все так просто. Уместно напомнить, что ЦБ, характеризуя свое видение ожидаемой структурной перестройки экономики, отмечал, что этот процесс будет сопровождаться технологическим регрессом, в процессе которого произойдет «обратная индустриализация», согласно которой будет развитие менее передовых технологий. Ничего общего с требуемым переходом к опережающей модели развития экономики. А ведь речь идет о денежно-кредитной политике. Руководством ЦБ, в частности, отмечалось, что «время тактических решений заканчивается. Сейчас предстоит вырабатывать именно стратегические решения». Иными словами текущая денежно-кредитная политика еще не встроена в общую стратегию предпринимаемых действий по стабилизации экономики с целями ее дальнейшего развития.
· На фоне реально происходящего в системе государственного регулирования экономики в этом крайне сложном периоде все чаще можно слышать призывы разработать наконец стратегию развития экономики. Это сопровождается заявлениями отдельных представителей экспертного сообщества о том, что нельзя никуда двигаться пока не выработаем идеологию построения новой экономики. Нужно сначала объяснить обществу перспективы развития. Рекомендации приступить к разработке стратегии развития экономики звучали и в выступлениях главы Счетной палаты.
· Может быть, надо сначала выстоять в этой экономической войне, достичь поставленных целей СВО? Или такие призывы следует понимать как то, что сегодня действия Правительства, в частности, не связаны или не связаны в должной мере со стратегией перестройки экономики. В этом случае получается, что переход к опережающей модели развития экономики рассматривается призывающими либо лишь в качестве декларации о намерениях, либо критики не в курсе действий Правительства.
· Возникают и более серьезные проблемы. Реализация мер по стабилизации экономики в решающей степени зависит от финансового обеспечения принимаемых решений. Правительством принято решение, что в этом году профицита бюджета не будет. Смысл в том, что подобное станет возможным не потому, что расходы существенным образом превысят доходы, а потому что все деньги, которые поступят в бюджет, вернутся в экономику, что полностью соответствует программе действий. Однако уже в апреле руководство Минфина заявило, что расходы бюджета в этом году превысят доходы, что приведет к дефициту бюджета в текущем году в размере 1,6 трлн. рублей. Поэтому, следуя привычной тактике, предложено на эту сумму сократить расходы по госпрограммам в течение трех последующих лет. При этом больше всего расходов в этот период предложено снять, не больше не меньше, как с госпрограмм «Развитие транспортной системы», «Научно-технологическое развитие», «Обеспечение обороноспособности страны». Своеобразная форма понимания необходимости обеспечения национальной безопасности и перехода к опережающей модели развития экономики.
· В наибольшей мере отсутствие должной согласованности в действиях органов государственного управления проявилось в разразившейся дискуссии по поводу курса национальной валюты. Укрепление национальной валюты после резкого снижения курса рубля в феврале текущего года из-за действий «коллективного Запада» сформировало тенденцию, в результате которой курс рубля достиг уровня, наблюдавшегося в 2017 году. И началось.
Минфин заявил, что укрепление курса российской валюты на 1 руб. обходится российскому бюджету, по различным оценкам от 130 до 200 млрд. рублей. Ввиду того, что нынешний курс рубля невыгоден для бюджета, было заявлено о возможных валютных интервенциях для ослабления рубля, используя сверхдоходы от экспорта нефти и газа. Вице-премьер А. Белоусов ранее заявил, что правительство и ЦБ должны поставить во главу рост экономики и добиться оптимального курса в 70-80 рублей за доллар, необходимых бюджету. Возникают вопросы о качестве прогнозирования курса при разработке бюджета, возможностях и направлениях оперативной корректировке при ином фактическом курсе.
· ЦБ разъяснил, что попытки возвращения курса рубля на прежний уровень сделают его искусственным и приведут к девальвации и росту инфляции. Данную позицию в определенной степени разделил и помощник Президента М. Орешкин отметивший, что текущий курс рубля является «абсолютно рыночным». Вот такая «согласованность» по одному из ключевых вопросов. Безусловно, компромиссное решение, возможно уже найдено, тем более, что ослабление рубля началось. Однако трудно понять следующее. Неужели не были очевидны последствия принятия на высшем уровне решения по переводу расчетов с зарубежными, и в первую очередь, с «недружественными странами», на национальную валюту.
· В сфере экономической политики, судя по всему, много чему можно поучиться в части согласованности и координации действий, осуществляемых в рамках СВО.