Советско-арабская дружба: испытание израильским нефтепроводом
Нефтепровод Ашкелон – Эйлат: от советской нефти до палестинских обстрелов
14 января 2018 года Комитет израильского парламента (Кнессета) по обороне и внешней политике и обороне продлил на 5 лет запрет на разглашение информации о работе в 1970-х – 1980-х годах трансизраильского нефтепровода от порта Ашкелон (Средиземное море) к южному Эйлату (Красное море) протяжённостью в 270 километров. Лица, разглашающие какие-либо данные о деятельности данной артерии, могут быть привлечены к ответственности и даже… лишены свободы на срок до пятнадцати лет! Интересно, рассекретят ли эти сведения через год? Едва ли – но почему?
Мало кому известно, что этот запрет был введён полвека назад, причём вовсе не только потому, что по линии Ашкелон – Эйлат, действовавшей с 1971 года, перекачивалась нефть из монархического Ирана в обход Суэцкого канала. Трубопровод использовался также и для экспорта советской нефти, опять-таки, минуя Суэцкий канал, вплоть до 1991 года включительно. Данное обстоятельство стало одной из причин военно-политического и экономического разрыва Египта с СССР в 1976 году и конфликтных отношений СССР после победы «исламской революции» в первой половине 1980-х годов.
Напомним, Суэцкий канал не работал в 1967-77 гг. по причине египетско-израильского конфликта, что побуждало многих импортеров и экспортеров нефти в тот период осваивать обходные маршруты. СССР традиционно демонстрировал солидарность с арабскими странами, потерпевшими поражение в нескольких войнах с еврейским государством (в 1949, 1967, 1973 годах). Соответственно, широкое разглашение информации об использовании трансизраильского «нефтяного» коридора сказалось бы на советско-арабских взаимоотношениях в более широком контексте аналогично тому, как оно спровоцировало разрыв между Москвой и Каиром…
Нефтепровод Ашкелон – Эйлат, работавший в обоих направлениях (т. е. и в реверсном режиме), был создан к 1971 году в рамках ирано-израильского совместного предприятия (50 на 50) Eilat – Ashkelon Pipeline Company (EAPC), действовавшего в 1968-1979 гг. включительно. Его пропускная способность трубопровода составляла до 450 тыс. баррелей в сутки – лишь немногим меньше тогдашних возможностей Суэцкого канала по нефтяным танкерам. В настоящее время эта артерия – её мощность к середине 2010-х годов довели до 550 тыс. баррелей в сутки – используется для транзита нефти и нефтепродуктов из «нефтегазовых» монархий Аравии, Судана и Азербайджана.
Советская сторона стала использовать эту артерию с 1975 года, что явилось результатом «приватных» договоренностей с шахским режимом (1974 г.). По некоторым данным, согласовать вопрос с Тель-Авивом удалось при посредничестве Румынии, сохранявшей – в отличие от всех других соцстран – политические и экономические отношения с Израилем. Румынские нефть и нефтепродукты неизменно поставлялись Израилю, и советская сторона контактировала с ним именно через Бухарест, не требуя от него прекращения этих поставок. Информация о «неформальной» торговле советской нефтью с Израилем при содействии Румынии циркулировала в аравийских монархиях, в «постнасеровском» Египте, в Турции, Югославии и Албании (там возмущались и публично), однако от официальных комментариев по этому поводу Москва воздерживалась. (1)
…В основном, советская нефть морем поставлялась из Новороссийска или Туапсе – сперва в Ашкелон, откуда перекачивалась до Эйлата (2), откуда танкерами под «удобными» флагами (Либерия, Панама, Мальдивы, Багамы) – в третьи страны. По зарубежным данным, за 1975-91 гг. по данному маршруту было реализовано около трети объема советского экспорта нефти за тот период.
Недопустимость нефтепоставок через Израиль отмечали в переговорах с советской стороной главы Ливии, Ирака, Сирии, Египта – М. Каддафи, С. Хусейн, Х. Асад, А. Садат, глава ООП Я. Арафат. Будучи зависимыми от советской помощи, тогдашние региональные сателлиты Москвы не решались обострять с нею отношения из-за советско-израильских нефтяных транзакций. Тем более, не могла она, поддержать «садатовский» Каир, разорвавший в 1976 году военно-политические соглашения с СССР и пошедший на Кэмп-Дэвидскую сделку и Израилем.
Интересно, что в 1981 году иранцы вчинили Тель-Авиву иск, потребовав сохранить транзит своих энергоресурсов через Израиль, закрытого с для иранской нефти с середины 1979 года, после свержения прозападного шахского режима в Тегеране на «революционно»-исламский. В 2015 году арбитражный суд Швейцарии даже предписал израильтянам выплатить Тегерану 1,1 млрд. долл. компенсации за упущенную выгоду, что те, конечно же, делать отказываются.
В настоящее время «национализированная» в одностороннем порядке израильтянами после «исламской революции» в Иране компания EAPC управляет несколькими нефтепроводами в Израиле, включая линию Ашкелон – Эйлат, эксплуатирует два нефтяных порта и два нефтяных терминала (соответственно, двух этих израильских портовых городах) для хранения сырой нефти и нефтепродуктов. С некоторых пор энергетическая инфраструктура Израиля, похоже, пополнила список мишеней ракетных атак, предпринимаемых радикалами с территории Сектора Газа в периоды обострения «палестинского вопроса». Кроме того, вокруг «трубы» периодически возникают скандалы, связанные с её ненадлежащим использованием, что периодически приводит к разливам нефти и сопутствующими неприятностями.
В октябре 2020 года EAPC подписала соглашение об импорте в Израиль нефти из Объединённых Арабских Эмиратов как для собственного нефтеперерабатывающего производства, так и для дальнейшей поставки клиентам в Европу в обход Суэцкого канала (3). Данная сделка стала одним из отражений целенаправленных усилий администрации Трампа по формированию на Ближнем Востоке экономически мотивированного антииранского альянса. Имеются планы расширения нефтепровода Эйлат-Ашкелон на 700 километров до НПЗ в Янбу (саудовский город-порт на берегу Красного моря, связанный нефтепроводами с районами добычи у берегов Персидского залива). По мнению издания The Globes, «трубопровод может пройти как по суше, так и под водой в Красном море, хотя, вполне возможно, и встретит противодействие со стороны защитников окружающей среды». Теоретически, на транзитных сборах Израиль может ежегодно зарабатывать несколько сот миллионов долларов.
Активная региональная дипломатия Тегерана (включая курс на нормализацию отношенияс Абу-Даби и Эр-Риядом) снижает эффективность этих построений, да и имущественный спор вокруг EAPC, несмотря на давность лет, всё ещё ждёт своего решения…
Примечания
(1) В декабре 1973 г. Лига Арабских Государств заявила о предстоящих санкциях против Румынии, в том числе – за использование Бухарестом нефтепровода Эйлат – Ашкелон и его ответвления на нефтеперерабатывающий завой в Хайфе. В переговорах с Чаушеску в апреле 1974 г. Муаммар Каддафи настоял на том, чтобы Румыния не пользовалась хотя бы упомянутым ответвлением. Однако введению «арабских» санкций против Бухареста помешала «половинчатая» позиция Саудовской Аравии, её соседей и Иордании в вопросе противостояния Сирии, Египта и Ливана с Израилем, а также опасения быстрого роста советского экспорта на Запад, способного потеснить экспорт с месторождений Персидского Залива (см.: A.H. al–Sowayegh, «Arab Petropolitics», New York, «St. Martin’s», 1984; A.M. Shamma, «The 1973 Oil Embargo: Arab Oil Diplomacy», Western Michigan University (USA), 1980; «Bulletin of the Ministry of Foreign Affairs of the People‘s Socialist Republic of Albania», Tirana, june 1981).
(2) Транзитные тарифы здесь были ниже, чем по Суэцкому каналу с 1978 года.
(3) Категорически против выступили борцы за экологию, утверждая, что реализация сделки угрожает эйлатскому коралловому рифу и в целом резко увеличивает вероятность крупной экологической катастрофы, поскольку проложенный более полувека тому назад нефтепровод находится в плохом состоянии.