Совфед отличился: Готовится удар по технологиям и гражданам

Совфед отличился. Готовится удар по технологиям и гражданам

Совет Федерации выступил с достаточно странной и непродуманной инициативой — ввести ограничения для маркетплейсов, чья доля превышает 25% в общем объеме интернет-торговли. Им предлагается запретить открывать новые пункты выдачи. Сенаторы говорят про необходимость обеспечения конкуренции по аналогии с торговыми сетями, где действуют аналогичные правила (не более 25% в регионе). Однако подобная аргументация показывает полное непонимание даже базовых принципов того, как устроена интернет-торговля.

Для начала к цифрам. За 2023 год рынок маркетплейсов вырос практически на 30%. С 5,7 до 7,4 трлн рублей. И темпы роста будут оставаться двузначными еще на протяжении нескольких лет. Из всех онлайн-продаж 57% приходится на маркетплейсы, 30% на продажи магазинами своих товаров, остальное — на классические интернет-магазины.

Сразу следует отметить, что сравнивать интернет-торговлю и офлайн-продажи абсолютно некорректно. Для обеспечения конкуренции вполне логично ограничивать региональную долю торговых сетей, поскольку покупатели направляются в конкретные точки продаж и осуществляют покупки на месте. Что касается онлайн-торговли, то покупки происходят, что логично, в интернете. А в пунктах выдачи происходит лишь получение товара. Помимо этого можно заказать, например, курьерскую доставку. Если тот или иной товар действительно необходим, то покупатель все равно заберет его в пункте выдачи. Просто потратит на это лишние десятки минут своего времени. Либо вовсе от него откажется, так как альтернативы не будет.

Если в городах-миллионниках, где многие магазины занимаются собственными онлайн-продажами, а «Яндекс.Маркет» или «Сбермаркет» еще стараются конкурировать с «Озон» и «Вайлдберриз» теоретически еще можно как-то ограничить долю пунктов выдачи, то что касается большинства других городов, то это нереально. В результате получится, что на одном конце города будет «Озон», на другом — «Вайлдберриз». И гражданам придется тащиться через весь город за тем, чтобы забрать заказ.

Это, в свою очередь, приведет не к росту конкуренции, а к торможению развития интернет-торговли. А это достаточно технологичная сфера, в которой задействованы сотни тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, десятки IT-компаний и, самое главное, граждане могут получить доступ к широкому ассортименту товаров, выбрав наиболее устраивающее их предложение. Ведь внутри маркетплейсов как раз между продавцами происходит самая настоящая конкуренция.

В отличие от стационарных точек продаж ограничить долю покупок в интернете практически невозможно. Для того или иного региона, либо города доля все равно будет сохраняться на одном уровне. Вопрос в объемах. И принятие вышеописанной инициативы затормозит именно рост объемов продаж, но существенно изменить долевые значения будет не в состоянии. Единственное, что может повысить уровень конкуренции — рост эффективности работы того же «Яндекс.Маркета» или «Сбермаркета». Однако обладая бОльшими финансовыми ресурсами, развиваются они гораздо медленнее, чем «Озон» или «Вайлдберриз».

Теперь о проблемах. Естественно, они существуют. Маркетплейсы зачастую навязывают оплату доставки за некачественные товары, не предоставляют возможность отказа от товара. Для продавцов вводят неадекватные штрафы за малейшее нарушение, завышают оплату за услуги хранения, логистики и т.д. Однако все это можно отрегулировать другими мерами. И ограничение на открытие новых пунктов выдачи не только не исправит имеющиеся проблемы, но и, наоборот, может привести к их масштабированию, ведь юнит-экономика маркетплейсов ухудшится.

Что действительно необходимо — так это работать с маркетплейсами с целью продвижения отечественных товаров, занимаясь позитивной дискриминацией. В перепродажах китайского ширпотреба я особо ничего плохо не вижу при условии, что нет российских аналогов. Однако наши товары должны получать преимущества. И маркетплейсы могут здесь стать отличным каналом продвижения и сбыта российской продукции.