Современное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитенов

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Современное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитеновСегодняСегодня35 минСовременное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитенов Современное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитенов Современное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитенов

Строительство железных дорог в России — это не только важный компонент транспортной инфраструктуры, но и ключевой элемент, влияющий на экономическое развитие страны в целом. Доля транспорта в ВВП России колеблется около 6-8%, при этом железнодорожный транспорт составляет значительную часть этого показателя.

Строительство новых линий и модернизация существующих объектов требуют инвестиций, что способствует росту смежных отраслей, таких как производство строительных материалов, машиностроение и электроника.

• Машиностроение: Производство локомотивов, вагонов и другого подвижного состава является важным аспектом железнодорожного строительства. Этот сектор обеспечивает рабочие места и способствует развитию технологий.

• Строительные материалы: Железнодорожное строительство требует значительных объемов строительных материалов, таких как бетон, сталь и асфальт. Это создает спрос на продукцию строительной отрасли.

• Энергетика: Электрификация железных дорог требует развития энергетической инфраструктуры, включая электростанции и сети электропередачи. Это также способствует внедрению возобновляемых источников энергии.

• Логистика и грузоперевозки: Железные дороги играют ключевую роль в логистических цепочках, обеспечивая транспортировку товаров между производителями и потребителями. Это важно для развития торговли и повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей, по состоянию на 2018 год, составляла 122 тыс. км, в том числе 86,6 тыс. км путей общего пользования (электрифицировано 44,1 тыс. км) и 35 тыс. км путей необщего пользования (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых); по общей протяжённости Россия занимает 3-е место в мире, уступая США (293,564 тыс. км) и Китаю (124,0 тыс. км), и 2-е место — по протяжённости электрифицированных дорог.

По данным официального сайта «Российских железных дорог», по итогам 2022 года строительным блоком ОАО «РЖД» выполнены работы на рекордную сумму более 400 млрд рублей. Таким образом, были достигнуты все целевые показатели, предусмотренные комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Так, была обеспечена провозная способность в направлении портов Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн тонн, Северо-Западного бассейна – 145,6 млн тонн, магистралей Восточного полигона – 158 млн тонн. Пассажиропоток в центральном транспортном узле вышел на плановый показатель в 735,5 млн пассажиров в год.

Всего за 2022 год железнодорожные строители уложили 415 км дополнительных главных путей, протянули 397 км линий контактной сети, электрифицировали 258 км магистралей, возвели 110 искусственных сооружений (мосты, тоннели и т. д.). В пиковое время на строительных площадках по все сети было задействовано порядка 25 тыс. человек.

Среди ключевых объектов, введенных в 2022 году, стоит отметить запуск движения по второму пути на перегоне Аносовская – Пурикан на БАМе, а также завершение строительства вторых путей на участке Тихорецкая – Козырьки Северо-Кавказской магистрали.

В 2023 — 2024 гг. компания завершила строительство на нескольких десятках объектов на БАМе в рамках второго этапа развития Восточного полигона, ускорила работы на Северо-Западе на участке Волховстрой – Мурманск, активизировала строительство обхода Саратова на южном направлении.

Общая длина железнодорожных путей России за последние 25 лет почти не увеличилась, зато выросла доля электрифицированных путей (Таблица 1).

Таблица 1. Протяженность путей сообщения по Российской Федерации

(на конец года; тыс. км) 2000 2010 2020 2021 2022 1) 2023 1) Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 86,1 85,7 87,0 87,0 87,0 87,0 в том числе электрифицированные пути 41,0 43,2 44,5 44,6 44,6 44,6 Эксплуатационная длина путей метрополитена 0,405 0,475 0,616 0,634 0,632 0,667 1) Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям. Источник: Росстат.

Зато заметно выросла эксплуатационная длина путей метрополитена.

Разумеется, очень различается плотность железнодорожных путей по федеральным округам России (Таблица 2).

Таблица 2. Плотность железнодорожных путей общего пользования

(на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории) 2000 2010 2020 2021 2022 2) 2023 2) Российская Федерация 50 50 51 51 51 51 Центральный федеральный округ 266 261 261 261 261 261 Северо-Западный федеральный округ 77 78 78 78 78 78 Южный федеральный округ 156 154 165 165 165 165 Северо-Кавказский федеральный округ 125 124 123 123 123 123 Приволжский федеральный округ 144 142 142 142 142 142 Уральский федеральный округ 48 47 47 47 47 47 Сибирский федеральный округ 26 25 25 25 25 25 Дальневосточный федеральный округ 17 17 18 18 18 18 2) Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям. Источник: Росстат.

Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа как рекордсмены по территории отличаются очень низкой плотностью железных дорог. Остается надеяться, что новая Стратегия пространственного развития и «поворот на Восток» улучшат эти показатели. Низкая плотность и в Северо-Западном федеральном округе, что представляет опасность даже с точки геостратегического положения этой территории.

Яковлева Марина Николаевна, студентка магистратуры Факультета международных экономических отношений Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва .a290104{ } .a290104 a{ color: #0074b7; } .a290104—img{ margin: 10px 0; } .a290104—imgPic{ width: 100%; } .a290104—imgDescription{ } .a290104_note { font-size: 0.85em; background-color: #fbf8d7; font-style: italic; } .a290104_img400 { max-width:400px; } .a290104_img750 { max-width:750px; } .art290104__picImg{ width: 100%; } .art290104__pT{ margin-top:20px; } .a290104—tableWrap { overflow-x: auto; } .a290104—table { border-collapse: collapse; margin-inline: auto; min-width: 500px; } .a290104—tHead { background-color: #0074b7; color: white; text-align: center; } .a290104—tBody { } .a290104—th { padding: 3px 5px; } .a290104—th:first-child { border-radius: 5px 0px 0px 0px; } .a290104—th:last-child { border-radius: 0px 5px 0px 0px; } .a290104—tr { } .a290104—td { border: 1px #0074b7 solid; text-align:center; padding: 2px 4px; } .a290104_b { font-weight: bold;} .a290104_l { text-align: left; } .a290104_r { text-align: right; } .a290104_c { text-align: center; }