Спасибо, Запад: Деньги иностранцев работают на экономику России
В 2024 году в федеральный бюджет уже поступило 140 млрд рублей, полученных в результате продажи иностранными компаниями своего российского бизнеса. Сейчас действует правило, согласно которому зарубежные предприятия могут продать российское подразделение за сумму, не превышающую 50% от рыночной стоимости. От нее же необходимо заплатить 15% в федеральный бюджет.
В 2023 году сумма составила 116,5 млрд рублей, а за неполные 8 месяцев этого года – уже 140 млрд. Впрочем, необходимо понимать, что это разовые доходы, которые уже со следующего года сократятся в десятки раз. Большинство тех, кто хотел «выйти» из России – уже вышли. Сейчас обрабатываются буквально последние заявки.
Однако я бы хотел обратить внимание на следующий момент. Самым эффективным использованием финансовых ресурсов является целевое назначение. В самом начале был риск того, что поступившие в бюджет деньги просто растворятся в государственной казне и направятся на непонятные расходы. Федеральный бюджет – слишком сложная система, которая страдает неэффективностью. Это, впрочем, в какой-то степени даже естественно и нормально, поскольку имеются сотни и тысячи бюджетных статей, постоянно происходит перераспределение средств и т.д.
Здесь же тогда еще вице-премьер и Министр промышленности Денис Мантуров добился того, чтобы деньги, направленные в казну от сделок с уходящими иностранцами, расходовались целевым образом. А, именно, шли на развитие реального сектора экономики России через Фонд развития промышленности.
Сейчас капитализация ФРП подбирается к более-менее адекватному значению в 300 млрд рублей, на которые можно сделать хоть что-то для промышленного развития страны. Напомню, изначально объем финансовых ресурсов, которыми мог распоряжаться ФРП, составлял всего 40 млрд рублей. По итогам прошлого года деньги, собранные с уходящих зарубежных компаний, в Фонд уже поступили. Надо полагать, по итогам 2024 году будет тоже самое.
В условиях высоких процентных ставок прямое кредитование предприятий реального сектора экономики через государственные институты развития становится даже более эффективным инструментом, чем субсидирование банковских ставок.
Например, прямое государственное кредитование на 1000 рублей под 5% на 3 года вернет через соответствующий период 1150 рублей, которые можно дальше реинвестировать в экономику. В это же время субсидирование текущей ставки коммерческого банка (с 20% до тех же 5%) будет изымать из бюджетной системы 450 рублей с каждой тысячи, которые напрямую уже не вернутся в казну.
Поэтому необходимо увеличивать фондирование институтов развития за счет средств как федерального бюджета, так и ФНБ. В противном случае текущий инвестиционный цикл, который набрал хорошие темпы, будет поставлен на паузу.