Спутник «Сич» на 30-летие независимости Украины под вопросом: КБ «Южное» берет кредиты на зарплату
Зимой юбилейного для Украины 2021 года президент Владимир Зеленский удивил общественность, заявив о том, что страна отметит круглую дату независимости запуском космического спутника. Однако больше, чем общественность это заявление удивило украинских аэрокосмических специалистов, ведь в последний раз они запускали спутник десять лет назад. И с тех пор много воды утекло.
Разработкой спутников на Украине исторически занималось знаменитое КБ «Южное», которое в советское время сделало беспрецедентный вклад в развитие космических и ракетных технологий. Все знают о богатой истории разработки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет-носителей, включая «Зенит» — одну из любимых ракет самого Илона Маска. Однако кроме ракет «Южное», именовавшееся тогда ОКБ-586, за свою долгую историю подготовило к запуску на орбиту около 1100 космических спутников. Начиная от многочисленной серии научно-исследовательских и военных аппаратов «Днепропетровский спутник», до семейства калибровочных спутников «Тайфун», спутниковой платформы «Автоматическая универсальная орбитальная станция» (АУОС) и космической системы радиотехнической разведки «Целина».
После распада СССР дела у КБ пошли по известному сценарию. По части разработки спутников масштаб работ сузился от многочисленных ежегодных запусков – до штучных проектов. В целом за три десятилетия независимости Украина запустила в космос ровно три собственных спутника: «Сич-1», «Сич-1М» и «Сич-2». Последний спутник вышел на орбиту еще в 2011 году. С тех пор конструкторское бюро «Южное» и завод «Южмаш», осуществлявший серийный выпуск разработок бюро, стремительно погружаются в глубокий кризис. Ситуация значительно усугубилась после разрыва кооперации с Россией, произошедшего в июне 2014 года, когда Петр Порошенко ввел запрет на любое сотрудничество с Москвой в сфере ВПК. Хотя оно обеспечивало днепропетровским ракетостроителям около 70% прибыли за счет российских заказов на «Зениты», программы «Морской старт», а также за счет ремонта и обслуживания ранее выпущенных МБР, состоящих на вооружении ракетных войск стратегического назначения.
Но главное – разрыв кооперации с Россией запустил необратимый процесс деградации украинского авиакосмоса, а это порядка 120 предприятий, задействованных в работе КБ «Южного» и «Южмаша». Это привело к тому, что множество заявленных после «развода» с РФ международных проектов начали изрядно пробуксовывать и срываться. Окончательно был похоронен амбициозный проект плавучего космодрома «Морской старт», в котором участвовала американская Boeing, российская РКК «Энергия» и норвежское судостроительное предприятие Kvaerner. Развал проекта оставил Госкосмос Украины с долгами на 200 миллионов долларов. Почил в бозе и другой крупный проект – ракетный комплекс «Циклон», разработка которого велась совместно с Бразилией еще в нулевые. Проект был окончательно закрыт в 2015 году из-за того, что «Южное» осталось без ракетного двигателя. Серьезные трудности у проекта по разработке собственного двигателя РД-843 для европейской ракеты-носителя «Вега». Германия планирует создать для ракеты более экологичный двигатель собственного производства.
Наконец, громким провалом закончилась история с телекоммуникационным спутником «Лебедь», запуск которого должен был состояться еще в 2011 году. Предполагалось, что канадская компания «MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd.» должна была изготовить первый украинский спутник связи и построить на территории Украины объекты различной инфраструктуры для его использования, включая два центра контроля и управления полётами. Однако затея постоянно откладывалась пока в 2014 году КБ «Южное» не осталось без российской ракеты-носителя, которая должна была доставить аппарат на орбиту.
В подвешенном состоянии в последние несколько лет оказались и все прочие проекты, на которые возлагались большие надежды. В итоге весной этого года конструкторское бюро простаивало за отсутствием работы. Примерно половина коллектива была отправлена руководством домой. При этом продолжается сокращение штата: численность сотрудников КБ за последний год сократилась с 5,3 тысяч – до 4,3 тысяч, а убытки и долги «Южного» стремительно растут. В целом по итогам 2020 года убыток предприятий Государственного космического агентства Украины составил 810,9 млн. грн. (около 30 млн. долларов).
Кроме того, КБ и серийный завод «Южмаш» погрязли в скандалах и интригах. В 2014 году на предприятие пытались зайти люди Игоря Коломойского. Тогда ходили упорные слухи, что секреты ракетостроения хотят купить не то на Ближнем Востоке, не то в Северной Корее и Китае. Судя по успехам в сфере ракетостроения Поднебесной, давно работавшей с Днепропетровском, а также некоторым ракетным достижениям Пхеньяна, – трансфер советского наследия в другие страны мало-помалу идет. В самом «Южном» продолжается перманентная борьба начальства за руководящие кресла, а в медиа периодически мелькают сообщения о коррупционных делах и растратах.
Однако в феврале текущего года Владимир Зеленский взбудоражил украинский авиакосмос заявлением о запуске спутника «Січ-2-30» уже до конца 2021 года, что будет приурочено тридцатилетию независимости Украины. Судя по всему, украинские политтехнологи, придумавшие этот красивый ход, не учли в каком плачевном состоянии находится ключевой актив отрасли – КБ «Южное», равно как и авиакосмическая отрасль в целом. Впрочем, отказывать не в правилах украинского Госкосмоса, деятельность которого превратилась в идеальную синекуру дерущегося за должности начальства. И запуск спутника – еще одна возможность освоить государственные средства.
Как бы там ни было, процесс пошел: проблема с отсутствием ракеты-носителя, подкосившая спутниковый бизнес Украины, была решена с помпой – спутник будет доставлен на орбиту компанией SpaceX, принадлежащей большому фанату ракеты «Зенит» Илону Маску.
Эта задумка вызвала бурю эмоций, однако у экспертов – по большей части скепсис. Сомнений в том, что компания Маска справится с поставленной задачей ни у кого нет, однако вызывает вопросы сам спутник «Січ-2-30». Его характеризуют как тотально устаревшую модель, собранную еще в 2011 году. А она, в свою очередь, представляет собой передовые технологии из предшествующего десятилетия – конца девяностых. По сути, это запасной экземпляр спутника «Сич-2», запущенного десять лет назад. И учитывая, что задача этого аппарата собирать изображения о состоянии водоемов, лесов и всякой инфраструктуры, – качество явно не соответствует современным стандартам, чего нельзя сказать о вполне актуальной стоимости всех работ на уровне около 10 млн. долларов.
Впрочем, именно финансовый вопрос может подвести космическую задумку Зеленского больше, чем техническая сторона вопроса. Дело в том, что проблемы «Южного» стремительно нарастают – деньги на реализацию проекта заморожены. В частности, банк «Новый», где конструкторского бюро держало средства и владело 18,3297% акций – официально объявили банкротом. Кроме того, КБ вновь испытывает проблемы с выплатой заработной платы, которая на сегодняшний день не выплачивается трудовому коллективу уже второй месяц подряд. И «Южное» в эти дни вынуждено заниматься не покорением космоса, а искать новый банк для того, чтобы взять в кредит деньги на выплату заработной платы. В свою очередь, этот тонкий вопрос затягивается, а пока не выплачивается зарплата – уникальные кадры продолжают покидать КБ, ставя под сомнение не только пиар-акцию Зеленского с юбилейным запуском «Сичи», но и дальнейшую деятельность конструкторского бюро и завода «Южмаш».