США и Украина готовят воздушно-десантную операцию в Донбассе
Сообщения СМИ о планах новой военной помощи США Украине имеют интересный нюанс. Пентагон якобы планирует не только помогать стратегическому союзнику советниками, предоставлять партии Javelin и Stinger, но и передать военно-транспортные вертолеты Ми-17, которые 5–8 лет назад США закупили у РФ для армии Афганистана. В августе этих машин у афганцев было не менее 100, часть из них после боев с «Талибаном» (запрещен в РФ) с другой авиатехникой перебазировали в Узбекистан и Таджикистан, их американцы и могут передать Киеву.
Только в Узбекистане может быть не менее 20 единиц Ми-17. Если Пентагон передаст их Киеву, это составит почти половину военно-транспортных вертолетов украинской армии.
Такое усиление позволит Киеву при определенной подготовке проводить масштабные воздушно-десантные операции в Донбассе и, возможно, в Крыму. «При участи 20–30 вертолетов украинская армия будет способна высадить тактический воздушный десант в глубине обороны потенциального противника. Это очень опасный и действенный маневр. И не исключено, что именно при участии советников США сценарии уже прорабатываются в украинских штабах», – заявил полковник запаса Сергей Плющев, который долгое время служил в Воздушно-десантных войсках СССР и сейчас живет в Донбассе. Он обратил внимание, что подобные маневры уже не раз проводили десантно-штурмовые войска Вооруженных сил Украины (ВСУ), в том числе на юго-востоке страны.
Заметим, что вопрос оказания помощи со стороны США в поставках Украине военно-транспортных вертолетов Ми-17, двигатели и другие компоненты для которых производились на украинских оборонных предприятиях, еще только обсуждается в Вашингтоне. И, видимо, поэтому пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки отказалась комментировать сообщения на эту тему. Хотя активность Пентагона по возвращению партии вертолетов Ми-17 из Центральной Азии в США заметна. С учетом того, что на недавней встрече со своим украинским коллегой глава Пентагона Ллойд Остин пообещал всяческую поддержку в противостоянии с Россией, возможная помощь вертолетами, сделанными в России, будет не только значимой, но и глубоко символичной.
По сведениям американского информационного издания Drive, в августе-сентябре 2021 года несколько десятков авиационной техники в основном российского (вертолеты Ми-17) и американского производства (вертолеты UH-60A+ Black Hawk, штурмовики А-29, легкие самолеты AC-208, Cessna 208 Caravan и разведывательно-наблюдательные платформы Pilatus PC-12NG) были перебазированы в Узбекистан и Таджикистан. Из всего этого оружия Пентагон обратил внимание именно на вертолеты Ми-17. И, по данным CNN, руководство Минобороны США «настаивает», что их нужно отправить в Украину.
Drive сообщает, что в «августе 2021 года 22 самолета и 24 вертолета, принадлежавших афганским военно-воздушным силам, пересекли узбекско-афганскую границу. Помимо Ми-17 в числе долетевших до Узбекистана было несколько вертолетов UH-60A+ Black Hawk». Еще «не менее шести вертолетов Ми-17 и UH-60A+ находилось за пределами Афганистана на техническом обслуживании», – отмечает издание. Сколько Ми-17 было перебазировано в августе-сентябре из Афганистана в Таджикистан и какова их судьба – неизвестно. Также Drive отмечает, в Узбекистан вертолеты добрались «своим ходом», на военный аэродром под Бухарой. И Ташкент якобы дал согласие, чтобы затем машины перебазировали в США.
17 ноября на грузовом самолете Ан-124 «Руслан» с украинским регистрационным кодом UR-ZYD первая партия из трех Ми-17 путем долгого маршрута (через Арабские Эмираты, Европу и т.п.) прибыли на базу ВВС США Дэвис-Маунтейн в Аризоне, где, по данным американского издания, «организовано хранилище устаревшей и списанной авиатехники». Но долетевшие из Афганистана в Бухару военно-транспортные вертолеты Ми-17 вряд ли можно назвать «устаревшими». В процессе их эксплуатации Пентагон обеспечивал техническое обслуживание вертолетов. А Россия до того, как после 2014 года против нее были введены санкции, организовывала их техническое обеспечение и обучала афганских летчиков и техников. Не исключено, что впоследствии этими вопросами занимались украинские специалисты, а также фирмы из стран НАТО, ранее входивших в блок Варшавского договора – в частности, техобслуживанием Ми-17 занимались чешские и словацкие предприятия. На афганских вертолетах по контракту летали украинские летчики.
По данным СМИ, в украинской армии (без учета вертолетов, имеющихся в Нацгвардии, погранвойсках и Государственной службе по чрезвычайным ситуациям) имеется около 40 вертолетов Ми-8МСБ и Ми-8МСБ-В. Это украинский вариант модернизации советского многоцелевого вертолета Ми-8, разработанный компанией «Мотор Сич». В Украине нет полного цикла производства вертолетов. В бытность СССР украинское предприятие производило для Ми-8 и других его модификаций только двигатели. Лет 10 назад Россия сама освоила производство подобных двигателей, а после 2014 года кооперация в производстве этой машины полностью прекратилась.
«Вертолет Ми-17 по своим тактико-техническим данным почти такой же, как украинский Ми-8МСБ. Все эти модификации украинская оборонка проводит на основе модернизации почти выслуживших свой срок вертолетов. Заменяются двигатели, лопасти, авионика, вооружения и т.п. После этого Ми-8МСБ считается новой машиной. В боевых условиях она является очень важным компонентом для решения оперативно-тактических задач в глубине обороны противника. В Киеве и Пентагоне это хорошо понимают, поэтому и намерены поднять мобильность ВСУ, в том числе на донбасском направлении», – заявил Сергей Плющев.
Владимир Мухин