США превращает Среднюю Азию в плацдарм против России, Китая и Ирана
Коллективный Запад, возглавляемый США, открывает в республиках Средней Азии «второй фронт» против России.
В период с 23 по 27 мая 2022 года помощник госсекретаря США по делам Южной и Средней Азии Дональд Лу в составе делегации США посетил Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. Официальная цель – «укрепление отношений США с регионом».
Исходя из состава делегации, в которую вошли старший директор Совета национальной безопасности по России и Средней Азии Эрик Грин, заместитель помощника министра обороны по Афганистану, Пакистану и Средней Азии Ребекка Циммерман, заместитель помощника администратора Агентства США по делам Азии Анджали Каур и заместитель начальника отдела по вопросам политики Корпорации финансирования международного развития США Наз Эль-Хатиб, — цель несколько иная.
А именно — продвижение военно-технического сотрудничества в совокупности с «мягкой силой» в виде гражданских инициатив (например, «общие ценности и поддержку США расширения прав и возможностей женщин»), продвигаемой через расширение деятельности НПО.
К слову, большая часть делегации – члены запрещённого в России американского Агентства по международному развитию (USAID). Причем это уже вторая поездка высокопоставленных чиновников США по региону. Ранее с 11 по 16 апреля 2022 года Казахстан и Киргизию посетила заместитель государственного секретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея.
Чем обычно заканчиваются инициативы продвижения «гражданского общества», можно увидеть по недавним январским событиям в Казахстане, многочисленным революциям в Киргизии, где различные неправительственные организации, спонсируемые Западом, сыграли немаловажную роль. В плане военного сотрудничества тоже не «первые шаги». Вашингтон давно поставляет оружие в Казахстан, Узбекистан, Туркмению. Армии Казахстана и Узбекистана в части структуры, вооружения, практически переведены на стандарт НАТО.
В ходе посещений, учитывая обязательные встречи с представителями оборонных ведомств, может инициироваться возвращение американских военных баз, которые уже были в регионе. В период с 2000 по 2014 года США смогли договориться с Узбекистаном и Киргизией о создании собственных баз на их территории, а также о развитии сотрудничества в области безопасности с Казахстаном, Таджикистаном и Туркменией на фоне начинавшейся в тот момент операции в Афганистане.
Затем Вашингтон решил «надавить» на Узбекистан по вопросу Андижанских событий (массовый расстрел протестующих в Узбекистане в городе Андижан 12-13 мая 2005 года), что было крайне негативно воспринято последним, и база была закрыта. Практически то же самое произошло с авиабазой «Манас» в Киргизии.
На тот период военные базы США «выбили» из региона. Но Вашингтон не привык сдаваться. События 2021 года, связанные с выводом американских войск из Афганистана, усилением запрещенного в России движения Талибан (деятельность организации запрещена в России), спецоперацией на Украине, усиливающимся противостоянием с Китаем, Ираном возобновили интерес США к военному присутствию в регионе.
Было бы странно, если бы заинтересованность не появилась. Именно в Средней Азии пересекаются интересы ядерных держав — России, Китая, Пакистана, Индии. Здесь же – Иран, продвигающий свои проекты в регионе (как, например открытие завода по производству БПЛА Ababil 2 в Таджикистане).
Внимание поддерживается наличием в Средней Азии углеводородов. По некоторым данным, на территории региона сосредоточено около 7,2% мировых ресурсов нефти и 7% ресурсов газа.
С высокой степенью вероятности можно сделать прогноз о попытке США открыть «второй фронт». Имеется в виду создание очага напряжённости для России, которая проводит спецоперацию на Украине.
Вместе с тем Средняя Азия не единственный регион, где коллективный Запад планирует «поджечь огонь». Ещё один — это Южный Кавказ, где крайне активизировался Азербайджан. Если хоть в одной из этих точек удастся разжечь конфликт, он неизбежно приведет к отвлечению Россией части сил и средств для стабилизации ситуации.
Другим фоном для посещения американской делегацией служит разворачивающийся конфликт в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана.
Интерес к Таджикистану не случаен. Страна граничит с мятежным Афганистаном, через её территорию проходят многочисленные каналы наркотрафика, от которых ранее Вашингтон получал хорошие деньги. Ради возврата последних, для «затравки», США готов выделить Таджикистану 60 млн долларов на обеспечение безопасности, в том числе через поставку разведывательных беспилотников Puma.
Направления работы США в республике чётко обозначены спецпредставителем США по примирению в Афганистане Залмай Халилзадом. Это безопасность и экономические интересы. Если принять во внимание, что страна живет на доходах от выращивания хлопка и может похвастаться только громадными запасами льда и снега, пропагандируемые экономические интересы США выглядят очень странно. Зато выращивание и производство наркотиков из опиатов как экономический интерес выглядят более правдоподобно.
Полученные громадные теневые доходы США может пустить на продвижение «демократии» в регионе. Подпитывают предположения о наркоинтересах США в Таджикистане сведения о новом после США в республике – Марке Поммершайме, биографические сведения о коем говорят о его принадлежности к западному разведывательному сообществу.
Последнее, как известно, поддерживало Афганский Северный альянс, находящийся в оппозиции талибам (деятельность организации запрещена в России). С учётом антиталибской оппозиции с большим весом афганских таджиков, есть вероятность, что Поммершайм и вовсе главный по опиатам в этом регионе.
Возможно, что он попытается возродить упомянутый Северный альянс под названием «фронта национального сопротивления (ФНС)» по главе с сыном Ахмад Шаха Масуда (таджикский герой, глава Северного Альянса, во времена боевых действий в Афганистане времен СССР).
Принимая к сведению, что попытки «разжечь огонь» в регионе уже были и неоднократно (Киргизия, Узбекистан, Казахстан), то, что Вашингтон интересуют деньги от продажи наркотиков, урана и нефти (последнее касается в большей части Казахстана и Узбекистана), подпитку перехода вооруженных сил республик с советского образца (читай российского) на стандарты НАТО (Казахстан, Узбекистан), с высокой степенью вероятности можно утверждать об активизации деятельности США в регионе.
Стратегия Вашингтона учитывает увеличение вероятности положительного результата при рассредоточении усилий на несколько стран, не концентрируясь на одной конкретной. Дальнейшие действия будут исходить из того, где будет отмечена наибольшая отдача. Будет ли это Казахстан, Киргизия, Узбекистан или Таджикистан, — особой роли не играет.
На республику, показавшую наибольшую подверженность влиянию и выражающую максимальные показатели протестных антиправительственных настроений, будут сосредоточены все имеющиеся в наличии силы и средства, в том числе переброшенные из соседних стран региона. Обстановка усложняется тем, что нестабильность региона нужна не только США.
Замечено активное продвижение в регионе Великобритании и Турции. У перечисленных стран свои интересы, объединенные единой линией – имперскими амбициями. Этому противостоят позиции России и Китая, для которых важна стабильность Средней Азии. В итоге получается соотношение: Россия и Китай против США, Великобритании и Турции, два к трём.
Принимая во внимание указанное соотношение, а также потребность в ослаблении России через создание новых очагов напряженности, в среднесрочной перспективе от двух до пяти лет, стоит ожидать или новых «цветных революций», или военного присутствия стран НАТО через создание военных баз.