Станет ли Нагорный Карабах «кавказским Косово»?
Когда осложнилась обстановка в Нагорном Карабахе, Москве, как всегда, пришлось выступать в роли «пожарной команды». Президент России Владимир Путин связывался по телефону с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Такие же контакты между странами осуществлялись по линии оборонных и внешнеполитических ведомств. При этом в итоговых заявлениях звучала одна стандартная формула, согласно которой стороны подтверждали «важность последовательного выполнения всех положений трехсторонних заявлений от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года».
Москву беспокоит многое. Обострение в Нагорном Карабахе произошло в момент развития украинского кризиса, заявлений западных и украинских политиков о необходимости открытия после Украины «второго фронта» против России в Закавказье. А ведь накануне Баку и Ереван посылали друг другу позитивные сигналы о готовности не только реализовать план разблокировки транспортных коридоров и налаживания по ним потоков грузов и пассажиров, но и подготовки мирного договора. Со своими сложностями этот процесс двигался вперед. И вдруг срыв.
Впервые с момента подписания мирного соглашения 9 ноября 2020 года Азербайджан ввел войска в село Парух (по-азербайджански — Фаррух) в зону ответственности миротворческого контингента России на территории Нагорного Карабаха. Никто не знает, какой оперативной необходимостью диктовалось такое решение Баку. А в итоге была создана кризисная ситуация, чреватая переходом в вооруженный конфликт. Причем, в роли своеобразных заложников оказались российские миротворцы, действия которых стали подвергать критике Ереван и Баку.
Напомним также, что Пашинян на заседании правительства сообщил, что намерен реанимировать работу Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, и что ей были переданы предложения Баку из пяти пунктов по заключению мирного соглашения.
И сразу стали вылезать наружу важные нюансы. Дело в том, что ЕС и Минская группа не принимали непосредственного участия в подготовке мирного соглашения по Нагорному Карабаху 9 ноября 2020 года. Это «а». Суть «б» в том, что апелляция Еревана к МГ ОБСЕ приходится на момент, когда Польша выступает в роли действующего председателя ОБСЕ, а отношение Варшавы к украинскому кризису хорошо известно.
Теперь о «в». В условиях обострения отношений по линии Россия – Запад, когда, по словам главы МИД Армении Арарата Мирзояна «существует серьезный кризис европейской безопасности», нет уверенности в том, что страны сопредседатели МГ ОБСЕ – Россия, Франция и США – примут какое-либо согласованное решение. Не случайно роль главного «разводящего» берет на себя глава Евросовета Шарль Мишель. Именно по его инициативе и посредничестве 6 апреля в Брюсселе должна состояться встреча Алиева и Пашиняна. При этом главная тема переговоров обозначена так: подготовка мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
Опубликован и проект этого документа. Он включает в себя пять пунктов: взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, отсутствия территориальных претензий друг к другу, отказ от угроз безопасности в межгосударственных отношениях, делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений. И, наконец, «открытие и строительство транспортных коммуникаций, налаживание сотрудничества в других областях, представляющих взаимный интерес».
Таким образом, очевидно, что Ереван выводит вопрос статуса Нагорного Карабаха за скобки своих отношений с Баку, хотя на публичном уровне Армения заявляет, что «карабахская проблема» существует, и вопрос о правах карабахских армян должен быть якобы зафиксирован в контексте армяно-азербайджанского всеобъемлющего урегулирования. Позиция Азербайджана заключается в том, что проблемы Нагорного Карабаха нет, она уже решена, и только на таких условиях Баку готов вести переговоры и подписывать документ.
А что касается ЕС, то он заявляет, что «сторонам нужно вовлечься в переговоры для всеобъемлющего решения всех существующих проблем», хотя Армения и Азербайджан уже давно вовлечены в него при посреднических усилиях России.
Но почему-то Брюссель настроен оптимистично. Он надеется, что ему удастся заменить соглашение 9 ноября 2020 годам новым договором и кардинально изменить ситуацию. Как пишет бакинский эксперт Ильгар Велизаде, речь идет о «новой роли Москвы в переговорном процессе из-за практически полного разрыва отношений с европейскими институтами». Этой ситуацией спешат воспользоваться определенные силы как в Армении и Азербайджане, так и за их пределами. Какие?
Немногим ранее на канале BUDROOO NEWS появилась информация о том, что дипломаты Франции и Армении проводят интенсивные встречи в Ереване, Париже и Нью-Йорке. Цель этих встреч – попытаться делегитимизировать соглашение от 9 ноября 2020 года, остановившее войну в регионе. При этом президент Франции Эммануэль Макрон и Пашинян рассматривают возможность принятия нового плана, предполагающий возможность для Баку и Еревана «разбираться между собой самостоятельно», а заинтересованным в том или ином разрешении конфликта государствам предложено «действовать по своему усмотрению, без России».
Что касается Азербайджана, то за его спиной маячит не столько Турция, сколько британская разведка. Кстати, когда боевые действия в Нагорном Карабахе еще продолжались, британская компания Anglo Asian Mining (оператор по разработке золотоносных месторождений в Азербайджане) объявила о планах начать работы по поиску и добыче золота на карабахских территориях, которые перешли под контроль Баку. Одним из руководителей Anglo Asia Mining является бывший глава администрации Белого дома Джон Сунуну.
Сейчас председатель комитета парламента Армении по региональной и евразийской интеграции Армен Горгян говорит, что Баку хочет добиться вывода российских миротворцев из Карабаха, то есть «положить конец политическому решению карабахской проблемы». Правда, в кулуарах Брюсселя, да и Еревана циркулируют слухи, будто бы Мишель может предложить сценарий «разбавления» российских миротворцев в Нагорном Карабахе представителями других стран, «наиболее нейтральных» в политическом плане, чтобы сократить возможности Москвы выступать в регионе в роли единственной «пожарной команды».
Считается, что только при таком ходе событий ЕС может заявить о себе в качестве если не ведущего, то – после России и Турции – заметного игрока в решении вопросов региональной безопасности. Однако будет ли это устраивать Баку? Ведь при таком ходе событий Нагорный Карабах может стать «кавказским Косово».
Что касается России, то заблокировать попытки проникновения в Закавказье таких стран, как Франция и Великобритания, ей не сложно. При любых перспективах и условиях не стоит забывать, что Закавказье было и всегда останется неотъемлемой зоной российских геополитических интересов, так что уходить отсюда Москва ни при каких обстоятельствах не может и не должна. Но и любой ценой держаться за неадекватных политических союзников там она тоже не должна.
Институт РУССТРАТ