Становятся известны некоторые детали сделки России и Ирана по Су-35. В Иране сомневаются покупать готовые или собирать
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Становятся известны некоторые детали сделки России и Ирана по Су-35. В Иране сомневаются покупать готовые или собирать4 минуты118 прочтенийСегодняАмериканские санкции сыграли крайне неприятную роль в экспортной судьбе истребителя Су-35. Но сейчас ситуация начала исправляться. Фото МО РФАмериканские санкции сыграли крайне неприятную роль в экспортной судьбе истребителя Су-35. Но сейчас ситуация начала исправляться. Фото МО РФ
Мы уже писали, что одним из сторонних итогов саммита в Казани стала договоренность России и Ирана по реализации сделки на истребители Су-35. Если верить инсайдам некоторых официальных лиц и проправительственных иранских блогеров, эта сделка должна стать частью Договора о всеобъемлющем сотрудничестве между странами, включающим целый ряд технических аспектов. В частности, Иран уже приобрёл и эксплуатирует учебно-тренировочные самолёты Як-130. Бывший заместитель министра обороны Ирана, лоббировавший сделку Мехди Фарахи назвал его "летающей партой для Су-35". Также на стадии реализации контракт о приобретении транспортных и пожарных вертолётов Ми-17 и Ми-26, для служб спасения Исламской Республики, и ударной машины Ми-28НМ "Ночной охотник", в экспортной модификации, для Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР).
Сложнее всего шли переговоры относительно истребителей. В общей сложности Ирану требовалось более ста единиц, и этот контракт мог стать одним из самых крупных за последнее десятилетие. Но иранцы при этом хотели не только приобретать готовые машины, но и получать новые компетенции, мечтая и у себя довести до приличного уровня строительство пилотируемой авиации. Так уже сделали индийцы в конце 90-х годов, вложившись в разработку и сборочную линию Су-30МКИ ещё на ранней стадии. У иранцев задача проще. Су-35 уже состоявшийся истребитель, с огромным послужным списком, ни разу не проигравший ни одной воздушной схватки. Кроме того, у Тегерана явно есть возможность получить некий дисконт, или частично расплатиться по военному бартеру.
Итранцы настолько хотели приобрести "сушку", что даже приготовили специально для неё место на базе Eagle-44 в горах и поставили там макет в натуральную величину. Фото MWMИтранцы настолько хотели приобрести "сушку", что даже приготовили специально для неё место на базе Eagle-44 в горах и поставили там макет в натуральную величину. Фото MWM
Единственная проблема: по загадочным причинам, что в Индии, что в Иране самолёты, собранные на местных предприятиях парадоксально оказываются дороже экспортных российских, причём дороже заметно. Индийский Су-30МКИ стоит почти в два раза против тех 32 млн, за которые приобретались первые экземпляры из России. И поэтому многие предполагают, что Иран для начала может начать собирать какие-то отдельные детали и блоки для "сушек". Но основные машино-комплекты, а может и готовые изделия возможно будет выгоднее производить в Комсомольске-на-Амуре.
"Су-35 обладает весьма высокой пригодностью для насущных потребностей Ирана. Его репутация укрепилась благодаря интенсивным боевым испытаниям и достаточно солидному послужному списку, и Россия совсем не прочь эти машины продать. Сейчас такие крупные контракты на истребители "4++" — большая редкость. Иран будет стремиться к локализации производства ключевых частей истребителя, в частности, многих из наиболее часто необходимых запасных частей, чтобы уменьшить свою зависимость от российской технической поддержки. Но полная сборка по индийскому образцу кажется не самым возможным вариантом",-пишет, оценивая перспективы российско-иранское авиационного сотрудничества одно популярное военное издание из США.
Сборочная линия Су-35 в Комсомольске-на-Амуре. Фото КнААЗ им. ГагаринаСборочная линия Су-35 в Комсомольске-на-Амуре. Фото КнААЗ им. Гагарина
Напомним, что до Исламской революции, вплоть до середины 70-х Иран получал оружие из США. И как только у них начались первые трения, американцы лавочку разом прикрыли. Иранцы боятся возможного повторения такой ситуации. Есть ещё один фактор, который в нынешних условиях может сыграть определенную роль в том, что иранцы скорее захотят, по крайней мере пока, приобретать готовые изделия, попутно обучая своих инженеров. Имеется нешуточный риск, что собственно иранские предприятия, создающие передовое вооружение, могут подвергнуться бомбардировке или ракетному обстрелу со стороны США и Израиля.
И если самолёты будут собирать в России, особенно в районах Дальнего Востока, где и делают Су-35, вероятность ударов по предприятиям стремиться к абсолютному нулю. Так что иранцам теперь предстоит не самый лёгкий выбор: покупать готовые "сушки", или, с достаточно большим риском и серьезными вложениями, попытаться наладить их сборку внутри страны. Приглашаем всех друзей Зелёного края посетить наш новый Телеграм-канал (переходите по синей ссылке). Там, помимо материалов, которые мы не можем размещать на ДЗЕНЕ есть ещё и аудиоверсии наших статей. Это интересно! Заходите.