Становление христианства как ведущей мировой религии: этапы развития христианской общины в Римской империи в I-V веках н.э.
Путь от иудейских проповедников из народа до епископов из знати и рабовладельцев
Как известно, христианская религия в сегодняшнем ее понимании начала формироваться на территории Римской империи в I веке н.э. фактически сразу после смерти "истинного правителя иудейского" Иисуса Христа, казненного римлянами за активную проповедническую деятельность и приписывание себе имени "царя иудейского". Как мы помним из предыдущей статьи этого религиозного цикла, процесс формирования основ этой религии, уже спустя несколько сотен лет сумевшей стать одной из наиболее влиятельных в мире, завершился к концу первого века после Рождества Христова, чему способствовали не только непосредственно связанные с ним исторические события — иудейская междоусобица, порабощение и ввод римских войск в Иерусалим, создающие риск потери еврейской политической и нравственной идентичности, но и происходившее на фоне этого развитие сразу нескольких иудейских националистических объединений, а также философских течений великих мыслителей — Платона, Филона и Сенеки. Все это вместе взятое уже ко второй половине I века н.э. породило у народа Иудеи запрос на идеологическую подпитку в форме веры, а события вокруг казни Иисуса как нельзя лучше подошли для сплочения масс вокруг общей сверхидеи – неотвратности наказания римлян за еврейские погромы и второго пришествия мессии для сотворения царства добра, мира и справедливости… Со временем, за пять столетий плавно преображались как нравственные ценности и обычаи новой христианской религии, так и социально-групповой состав и структура управления христианской общиной – на смену фактически стоящим у истоков этой религии представителям бедноты постепенно пришла знать и рабовладельцы. Все эти процессы отлично характеризуют политические трансформации, происходящие в римском обществе, от первоначальной борьбы с чуждыми ему свободолюбивыми идеями Иисуса и его апостолов тонко перешедшем к использованию созданной ими христианской веры в качестве инструмента борьбы за власть и могущество…
Если вам небезразлична 🙈🙉🙊 эта тема, то обязательно постарайтесь дочитать этот пост до конца и в комментариях ✏️ к нему написать о том, как, по вашему мнению 🧐, должны развиваться события! И не забывайте ставить лайки 👍 нашим материалам по интересным для вас темам ❤…
История становления христианства охватывает длительный период на протяжении примерно с середины I до конца V века н.э. Схематично стадии эволюции христианства и развития христианских общин в этот период можно следующим образом:
- 1 этап (вторая половина I века н.э.) – стадия актуальной эсхатологии (развитие системы религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении грехов и загробной жизни, судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние);
- 2 этап (II век н.э.) – стадия приспособления;
- 3 этап (III-V века н.э.) – стадия борьбы за господство в Римской империи.
- На протяжении каждой из этих стадий существенно видоизменялся состав социальных групп, составляющих костяк христианских общин, формировались и распадались новые ветви и течения христианства, накапливались и переходили в конфликты внутренние противоречия между приверженцами различных вариантов трактовки религиозных основ.
На первом этапе важную роль сыграл резко усугубившийся в середине I века внутриполитический кризис, вскоре перетекший в гражданскую войну. Всё это не могло не повлиять и на Иудею, входившую в состав Римской империи. В 66 году н.э. именно в Иудее вспыхнуло восстание, сумевшее уничтожить расположенные там римские легионы. Впрочем, при помощи спешно переброшенной в Иудею римской армии сопротивление евреев было сломлено, а Иерусалим был сожжен. Многие тысячи иудеев бежали со своей родины, не меньше было продано в рабство. Столь разгромное поражение по итогам восстания и последовавшие за ним римские санкции деморализовали евреев. Единственным утешением для них стал путь веры. Фактически, именно этот фактор и сформировал необходимые условия для массового проповедования нового религиозного учения.
В его основу лёг культ "сына божьего" Иисуса, историю о гонениях и распятии которого, откровенно несоразмерном с его "виной", к этому времени евреи сделали настоящей легендой, на протяжении двух поколений передававшейся от деда отцу и от отца сыну. Сторонников зарождающейся религии объединяла вера в скорый приход Спасителя, а также ненависть к Риму. Иудеи верили в то, что на смену римской власти непременно придет новое царство, в котором не будет ни зла, ни разочарований.
Проводниками этой новой веры в Царство Христа стали проповедники, пересказывающие послания 12 апостолов Иисуса. В их рассказах повествовалось о жизни Христа, его страданиях, смерти и воскрешении. Такие повествования стали называться Евангелиями.
В общем виде, согласно Евангелиям от всех 12-ти апостолов, христианское вероучение строилось на следующей истории:
"Иисус Христос путешествовал по Иудее, попутно распространяя своё религиозное учение и совершая чудеса, обличая лицемерие, ханжество и корыстолюбие. Но в итоге Иисус был распят римскими захватчиками земли иудейской на кресте по обвинению в том, что называл себя царем Иудеи. Это произошло из-за предательства одного из своих учеников – Иуды. После завершения пасхальной трапезы в Иерусалиме Христос был схвачен и зверски казнен римлянами. Несмотря на запрет он был тайно похоронен своими учениками. На третий день после смерти и захоронения Иисус Христос чудесным образом воскрес и явился своим ученикам. А спустя 40 дней он вывел своих учеников на соседнюю гору и вознесся в небо, пообещав, что вернется в конце существования мира, чтобы вершить суд над всеми живыми и мертвыми. После этого его апостолы разошлись по разным концам света, чтобы стать основателями общин, в которых люди будут верить в земное воплощение божества и в учение Иисуса Христа".
Первые христианские общины развивались как единое религиозное течение, из которого отделялись обособленные группы заблуждающихся еретиков. И по причине того, что разные общины сильно различались между собой в I-II веках н.э. единого христианского учения как основополагающего ещё не существовало.
Священное писание распространялось медленно, это происходило потому, что проповедники, переходившие из одной общины в другую, излагали учение Христа по-разному и со ссылкой на различные источники, что и влекло противоречия и разногласия в его трактовке. Например, одни общины верили в скорое второе пришествие Христа и начинали оккультно готовиться к "концу света". Другие полагали, что для полноправного членства в христианской общине обязательно "правильно" принять иудейскую веру, совершив для этого целый ряд традиционных обрядов. Иные, как проповедники Евангелие от апостола Павла, считали, что верующие не должны придерживаться подобных иудейских обычаев, поскольку они полностью поглощены новыми традициями христианской общины.
Древние христианские общины изначально состояли только из городского населения и рабов. И лишь на рубеже II-III веков христианству начали следовать государственные служащие римской администрации, военные чины, знать и рабовладельцы.
Поначалу последователи зарождающегося христианства собирались на молитвы ночью или самым ранним утром ночью, а проходили они в скрытых от посторонних глаз местах: загородных домах, сараях и катакомбах. На таких сборищах проводились проповеди, пелись гимны в честь Иисуса, читались Евангелии. А заканчивались они непременно общей трапезой, во время которой пили разбавленное водой красное вино и ели белый хлеб. Каждым собранием руководил общинный староста-пресвитер. Со временем в крупных общинах появились епископы – хозяйственные руководители с особым статусом. Первые рисунки с образом Христа появились только второй половине II века: он изображался в виде молодого мужчины-пастыря в розовой тунике с голубым плащом, который на плечах нёс заблудшую овцу.
Со временем положение предводителей христианских общин начало изменяться: старшины стали избираться из знати. К середине III века епископы стали единоличными лидерами христианских общин, опираясь на пресвитеров и диаконов. Изменения коснулись и священнослужителей, которые стали одеваться в белые одежды. Из числа диаконов были исключены женщины. С того времени молельные собрания и службы могли только клирики. Наряду с этим появились праздничные богослужения, проводимые согласно особому ритуалу. Главным праздником стала Пасха, символизирующая воскрешение Христа.
Основным характеризующим признаком христианских общин III-V веков стала их финансовая и хозяйственная обеспеченность: большинство общин к этому времени уже владели домами, земельными угодьями и рабами. За счет этого христианство стало самостоятельной мощной общественной силой, громко заявившей о себе сначала правительству Римской империи, а затем и всему миру…
Если тема "задела за живое", вы небезразличны к результату этого противостояния или вам просто НЕ НАПЛЕВАТЬ 🙈🙉🙊, тогда обязательно подписывайтесь 📬 на наш канал, делитесь этим постом с друзьями и пишите комментарии! А главное — не оставайтесь безразличным к своему будущему и судьбе нашей большой, сильной, но постоянно вынужденной искать свой правильный путь Родины ☭🇷🇺!!!
—
Оригинал статьи размещен:
Читайте еще по теме: