Старых автобусов больше не будет. Путин «обновит» общественный транспорт в городах
Продолжаем разбирать основные тезисы Совещания Владимира Путина с правительством и представителями «Единой России». Наш предыдущий материал касался развития инфраструктуры регионов:
Для начала стоит отметить, что обновление общественного транспорта является не только социальным, но во многом экономическим проектом. Помимо того, что города наконец-то избавятся от старой рухляди, срок эксплуатации которой уже давно вышел, предприятия транспортного машиностроения получат заказы на долгие годы вперед.
Если все пойдет по плану, то транспорт в городах будет обновляться регулярно, а, значит, потребность в новой технике будет иметься на постоянной основе.
К счастью, к настоящему моменту Россия в состоянии производить все виды общественного транспорта. Это и автобусы, и электробусы, и троллейбусы, и трамваи, и маршрутные такси. Основные производители никого не удивят. Это группа «Газ» и «Камаз», которые конкурируют между собой.
Два предприятия являются достаточно успешными. К слову, «Камаз» впервые за долгие годы выплатил в этом году дивиденды. Подобное говорит о том, что компания не является убыточной и даже способна приносить прибыль. А в отечественном транспортном машиностроении подобное — редкость.
Теперь непосредственно к проекту. До 2030 года в обновление общественного транспорта планируется вложить 5,1 трлн рублей. По одним только автобусам обновление составит порядка 50 тысяч единиц.
Впрочем, федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» не ограничивается исключительно закупкой транспортных средств. Он разделен на три задачи:
- создание мультимодальной транспортной инфраструктуры
- обновление подвижного состава
- цифровизация транспорта
Начальный этап проекта уже стартовал. Среди «пилота» можно выделить Тверь и Пермь. Эти города уже избавились от старой техники. И подвижной состав выглядит вполне «по-московски»:
Буквально на днях было запущено движение инновационного трамвая в Таганроге. К слову, в следующему году таганрогскому трамваю исполняется 90 лет. Однако несколько лет назад он, казалось, прекратил свое существование в связи с нерентабельностью и банкротством соответствующего предприятия. Тем не менее, правительство совместно с ВЭБом разработали план перезапуска трамвайного движения на уровне выше рентабельности. Достаточно было просто поменять бизнес-подход (об увеличении тарифов речи не идет):
Однако пока что не понятна финансовая модель всего проекта. На совещании у Путина был раскрыт план по финансированию обновления электротранспорта (судя по всему, до 2024 года). Вице-премьер Григоренко заявил следующее:
Общий объем вложений — 350 млрд рублей
- 1/3 — инфраструктурные кредиты (ставка 3% на 15 лет)
- 25% — средства ФНБ (ставка 5% на 25 лет)
- 40% — средства ВЭБ.РФ (ставка 6% на 20 лет)
На эти деньги предполагается обновить 5 тысяч километров трамвайных путей и закупить порядка 500 электробусов.
В общем, будем следить за реформой общественного транспорта. Проект, действительно, очень полезный как для нашей экономики, так и для социалки.