Ставка на МС-21 позволит РФ совладать с авиационными санкциями Запада
Международный статус российских авиалайнеров является проблемой, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»
Алексей Синицкий, добавив, что по этому вопросу может случиться все что угодно.
Россия поменяет транспортную стратегию
Министр
транспорта РФ Виталий Савельев заявил, что после окончания специальной военной
операции на Украине российская транспортная стратегия будет пересмотрена. Связано это с западными санкциями и их влиянием на российскую авиацию.
Во-первых,
российским компаниям запретили совершать полеты в страны ЕС и работать на
европейском рынке. Во-вторых, возникли вопросы с обслуживанием лайнеров
производства Boeing
и Airbus.
Если с США отношения точно не восстановятся – «Аэрофлот» успел получить разрешение Росавиации совершать ремонты лайнеров фирмы Boeing, – то с европейцами из Airbus официального разрыва не произошло.
Импортные лайнеры Airbus и Boeing остаются основой гражданской авиации РФ, поэтому невозможность лицензионного ремонта и проблемы с
получением запчастей станут ударом, вместе с этим в стране сократится число внутренних рейсов.
Минтранс
опубликовал постановление, в котором предложил удерживать взятые в лизинг
самолеты в России и платить за них в рублях. Документ
лишает лизингодателей возможности затребовать возвращение воздушных судов из нашей
страны.
Проблема масштабна: на 24 февраля 2022 года 777 российских гражданских
самолетов находились в лизинге, из них 515 бортов были арендованы у иностранных
собственников. Разговор идет о вопросе стоимостью не менее 10 млрд долларов.
Одновременно
Савельев сообщил, что 700 самолетов было переведено в российский реестр,
но из-за санкций мы потеряли 78 из 1367 наличных лайнеров. Разговор
идет о самолетах, которые были арестованы при совершении международных рейсов.
Аресты происходили не только в недружественных странах, но и в
Армении, Турции и Азербайджане. Переговоры с
лизинговыми компаниями о выкупе самолетов результата не дали, после чего было
принято постановление Минтранса.
Перед Россией встали сложные проблемы
Россия оказалась перед сложной проблемой, когда кризис отношений с Западом позволяет
использовать существующий парк самолетов только на внутренних линиях, а любые
вылеты за рубеж обернутся арестами самолетов.
У РФ есть один готовый проект – Superjet-100, способный совершать среднемагистральные рейсы, но конфликт с Западом может
обернуться арестом данных судов. В наших отношениях попрана законность, поэтому такие действия исключать нельзя.
Ситуация непростая: формально для российских машин нет опасности
в рейсах в незападные страны, но мы знаем о политике наших бывших партнеров. США могут добраться до российских активов в Таиланде и в других государствах.
«Здесь
целая проблема, и неизвестно, как дело дальше будет происходить, здесь может случиться все что угодно. Аналогично нужно сказать и о поддержке самолетов Boeing и Airbus в случае полного ухода этих компаний с российского рынка», – констатирует Синицкий.
В
российском парке значится большое число самолетов, которых хватит для
обслуживания внутренних рейсов. Непонятно, где брать запчасти для авиалайнеров и как осуществлять их обслуживание в случае полного разрыва с Boeing
и Airbus.
РФ собирается сделать ставку на МС-21, но этот самолет пока не пошел в серийное производство, хотя ОАК обещает передать два лайнера заказчикам до конца 2022 года. Казанский завод планирует увеличить выпуск Ту-214 до десяти единиц в год, но
это капля в море.
Вторым
моментом остается международное сообщение. Проблемы правового характера могут
сделать невозможными полеты российских компаний в третьи государства, а США планируют расширить свои санкции на любые иностранные полеты в РФ.
Компромисса с Западом не прослеживается
Полного
авиационного эмбарго не будет, но проблему можно разрешить только на
прямых переговорах с Западом. Если не вывести этот вопрос за границы
антироссийского давления, то трудности будут неопределенное время преследовать российскую авиацию.
Политолог
Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер
в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что пока не закончится
горячая фаза украинских событий, нельзя делать прогнозы по отношениям
с Западом.
«До
окончания специальной военной операции мы ни о чем с Западом договориться не сможем. Виктория Нуланд четко нам дала понять, что там ждут стратегического
поражения РФ, для того чтобы затем взять джек-пот. Пока мы им не докажем
обратное, компромиссов не будет, включая и тему с
самолетами», – резюмирует Брутер.
Аналогичная история и с арестом российских резервов: подвижек не стоит ждать до определенности
внешнеполитической ситуации. С точки зрения бизнеса было бы правильно разрешить этот вопрос, но деньги на Западе пока не считают.