Стипендия «Болашак»: какое «будущее» нужно Казахстану?

Стипендия «Болашак»: какое «будущее» нужно Казахстану?

На днях Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан опубликовало список зарубежных вузов, отправившись учиться в которые казахстанская молодёжь может рассчитывать на получение государственной стипендии «Болашак» (будущее).

На сайте государственных услуг и информации Казахстана сказано, что «Болашак» – это международная стипендия, учреждаемая президентом Республики Казахстан для обучения граждан в ведущих зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения для получения ими степеней магистра, доктора философии (PhD), доктора по профилю, обучения в резидентуре или прохождения стажировки в зарубежных организациях работниками, категории которых определяются Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом.

Узнав о этом, я заинтересовался, а высшие учебные заведения каких стран попали в означенный список, и велик ли выбор казахстанских студентов?

Изучив данные на сайте МНВО я понял, что выбор велик, но как-то странным образом весьма однобок. Судите сами. В списке министерства 66 вузов США, 32 – из Великобритания, 21 китайский, 20 – из ФРГ, 19 – из Франции, 16 австралийских, 12 – из Нидерландов, 11 – из Канады, 9 южнокорейских, 7 японских, 5 испанских, по 4 из Бельгии и Италии, по три датских и австрийских, по два из Венгрии, Израиля, Ирландии, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапура и Финляндии, и по одному из Бразилии, Индии, Чехии, Швейцарии, Швеции и ЮАР.

Российские университеты здесь тоже присутствуют, целых восемь штук. Не густо, если честно. И даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить уклон в строну вузов из стран так называемого коллективного Запада. Но насколько это оправдано?

Взять хотя бы США, представленные аж шестью с половиной десятками университетов и колледжей. Насколько я понимаю, смысл государственной поддержки обучения за границей заключается в том, чтобы отправлять будущих менеджеров, программистов, учёных, врачей и преподавателей в лучшие вузы мира, аналогов которым в самом Казахстане пока нет. Но любой человек, не понаслышке знакомый с образовательной системой США, вам скажет, что действительно крутых учебных заведений там наберётся всего с пяток, ну, максимум восемь, и все они хорошо известны, это университеты Гарварда, Стэнфорда, Йеля, Принстона, Калифорнийский университет в Беркли, Колумбийский университет, а также Калифорнийский и Массачусетский технологические институты – и всё.

Всё остальное более менее добротные вузы, но ни разу ни выдающиеся и явно не те, ради получения образования в которых надо обязательно ехать за тридевять земель.

При этом, как отмечает казахстанский блогер Данияр Ашимбаев, несмотря на поручение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, увеличить в рамках программы «Болашак» число технических специальностей – весьма нынче дефицитных в республике – в списке явно доминируют учебные заведения с гуманитарным уклоном, которые в последние годы известны в основном лишь тем, что активно поддерживают и продвигают леволиберальную повестку и ЛГБТ-ценности.

Логичным образом возникает вопрос, а то ли это «будущее», которое нужно Казахстану?

Даже если рассуждать с чисто прикладной точки зрения, очевидно, что наиболее тесные эконмические и гуманитарные связи у республики были и остаются с Россией, Китаем, соседями по среднеазиатскому региону и тюркскими странами. Так уж сложилась география, история и проистекающая из них геополитика. Именно во взаимодействии с этим государствами следующему поколению казахстанцев выстраивать эконмические и политические отношения, налаживать деловые и личные контакты, строить то самое будущее в конце концов.

Но много ли они настроят, если в молодости пройдут через промывку мозгов в западных вузах? Это уже не говоря о тех, кто впитав в себя западные ценности, вообще не захочет возвращаться в родной Казахстан.

Стоит отметить, что в республике и так уже сегодня видны результаты деятельности НКО, щедро финансируемых Западом. Одним из направлений идеологической накачки молодого поколения в них является русофобия и комплекс «жертвы российского колониализма», навязываемый гражданам Казахстана.

На сегодняшний день в казахском сегменте YouTube существует масса каналов, рассчитанных в первую очередь на подрастающие казахскую интеллигенцию и городское население. Причём, значительная часть публикуемого там контента содержит предельно откровенный антироссийский и даже русофобский посыл.

Ведущие таких каналов или участники, устраиваемых там «дискуссий» в завуалированной форме – чтобы не попасть под прямое обвинение в разжигании межнациональной розни – пропагандируют неприязнь к русским и образ России как «тюрьмы народов», из которой Казахстану «удалось сбежать», а многим иным тюркским народам, проживающим в РФ, «пока ещё нет».

Говоря о недавнем совместном прошлом России и Казахстана, авторы таких каналов часто скатываются в откровенное шельмование всего, что было, скажем, во времена СССР и экстраполяцию своих выводов на нынешнюю ситуацию и даже ближайшее будущее.

«Мы видим советский период, как самые трагические страницы нашей истории. Мы не любим т.н. русский мир, который навязывается нам силой. Российские мозги вызывают беспокойство и пугают впитанной совковостью, путинизмом, шовинизмом. Вам нужна денацификация, депутинизация», – не стесняясь в выражениях заявил один из них.

Напомню, всё это зримый результат деятельности западных НПО внутри Казахстана. Что же будет, когда подобная пропаганда наложится на идеологически заряженное сознание вчерашних выпускников американских или британских вузов? Какое будущее уготовано республике, молодёжь которой воспитывают в ненависти к соседу, являющемуся к тому же ещё и крупнейшим экономическим партнёром страны?

К величайшему сожалению, для того, чтобы ответить на этот вопрос далеко ходить не придётся, достаточно посмотреть на Украину, прошедшую этот путь лет на 15 раньше Казахстана. Вот только нужно ли самим казахстанцам такое будущее?

Алексей Тверской